Фил Стерн: фотограф, любимый звездами Голливуда за то, что он видел в них людей
Легендарный Фил Стерн, скончавшийся на 96-м году жизни в субботу, любил называть себя «скромным папарацци». Однако его настоящее мастерство было в том, чтобы показывать своих героев в размер обычных людей. Знаменитости и легенды на его снимках – не недосягаемые иконы, но человеческие существа, застигнутые в нетипичные, забавные, выразительные моменты: портрет Джеймса Дина, на котором из свитера торчат только нечесаные волосы и электрически-голубые глаза, Фрэнк Синатра, подносящий спичку Джону Кеннеди, Джон Уэйн в ковбойской шляпе и шортах на съемках в Акапулько… Эти фотографии были дороги и любимы самими знаменитостями. Время от времени к Стерну в дверь стучались Мадонна или Майкл Джексон – спрашивали снимки ушедшей эпохи.
Он жил в скромном таунхаусе рядом со студией Парамаунт, и его гости проходили мимо вырезанных в полный рост фотопортретов Джеймса Дина, Луи Армстронга, Марлона Брандо и других великих и знаменитых гостей этого дома.
Как Голливуд в лучшую пору, работа Стерна была счастливым сочетанием искусства и коммерции. Он знал историю своего искусства и имел безошибочное чувство человечности своих героев, но не менее остро чувствовал и бизнес-возможности, когда они возникали, и всегда мог без сомнений перекадрировать свой снимок если, скажем, это значило шанс получить разворот в журнале вместо одной страницы. В ранние годы Стерн поклялся не бедствовать, как его отец, путешествовавший коммивояжер. Он был горд использованием каталога своих работ для устройства четверых детей в колледж и покупки им домов.
Голливуд был не единственным предметом Стерна. Некоторые из его западающих в память снимков сделаны во время, когда он сражался с нацистами в Северной Африке и Сицилии: его соратники маршируют через кладбище, где скоро многие из них и лягут, или молятся при свече, или сидят, собравшись в кружок, над картой.
Вернувшись с войны, Стерн сочетал работу для журналов со съемками рабочих моментов для Голливуда. В отличие от современных папарацци, Стерну не было нужды подкарауливать своих героев или следить за ними с помощью длиннофокусного объектива. Он просто завоевывал их расположение до такой степени, что они были рады предоставить ему любой доступ, какой только Стерн хотел.
Его шарм и насмешливый юмор не затрагивало время. Он был любезным хозяином, не перестававшим отпускать шутки, даже когда из-за трубок кислородной машины запутывался в мебели и чуть не падал. «Вот увидите завтра заголовок: "Знаменитый фотограф скончался, запнувшись о свой кислородный баллон"», подшучивал Стерн.
Дата публикации: 2014.12.16
Источник: Guardian
|