нее контрастно и нет глухих теней, особенно вокруг глаз
птицы. А красивые глаза и правильный свет — это девя
носто процентов успеха. Для работы желательно исполь
зовать штатив или монопод.
Штатив необходим, если охота ведется из укрытия,
или, например, при съемке диких уток, которых полно в
городских парках. Птицы охотно подплывают к брошен
ному корму и дают себя сфотографировать. В этом слу
чае, когда направление съемки известно заранее, не сто
ит держать в руках тяжелое фоторужье, плюс к тому шта
тив помогает избежать «шевеленки». Монопод практи
чен при съемке на ходу или навскидку — когда при дви
жении по лесу или по берегу озера птицы взлетают из ка
мышей, с мелкого кустарника, а порой и практически
прямо из под ваших ног, и у фотографа есть шанс пой
мать птицу в полете. Можно установить камеру на моно
под и снимать свадебный танец лебедей. Хотя сегодня я
очень мало пользуюсь моноподом — с годами выработа
лось умение держать аппаратуру достаточно устойчиво в
течение нескольких минут. Тут работает золотое правило
снайпера: пока фокусирую, дышу, а за секунду до нажа
тия спусковой кнопки автоматически задерживаю дыха
ние, чтобы грудная клетка не поднималась, двигая руку.
Стандартная «боевая стойка» фотоохотника — левая ру
ка с фоторужьем в локтевом упоре на пояснице, центр тя
жести тела перенесен на правую ногу.
ТЕХМИНИМУМ
Обязательно нужно помнить о скорости срабатыва
ния затвора. Движущиеся объекты нужно снимать с вы
держкой не длиннее 1/1000–1/2000 доли секунды, а ста
тические объекты или портреты — с выдержкой до
1/1000 доли секунды. Неплохие результаты дает съемка с
проводкой. Например, снимая лебедя на взлете камерой,
установленной на штатив с незафиксированной головой
или на монопод, с выдержкой 1/250 секунды, вы получи
те отличную динамику размытых в движении крыльев и
красиво размытый фон. Главное, чтобы в фокусе была
голова, глаза, клюв.
Регулировать выдержку затвора в сложных световых
условиях довольно легко удается изменением чувстви
тельности матрицы. Но при этом не следует забывать,
что при больших значениях ISO матрица даст больше шу
ма и заметно ухудшит изображение. И еще немаловаж
ная деталь — фотографировать лучше в формате RAW,
а не JPG. Преимуществ здесь достаточно много.
Что же такое RAW.
Любой RAW файл (у фотоаппаратов Canon он имеет
расширение .CR2, у Nikon — .NEF, у Fujifilm — .RAW, и
т. д.) содержит полную и необработанную графическую
информацию, зафиксированную сенсором фотокамеры.
Поэтому, снимая в RAW, вы сохраняете исходный вариант
изображения. В то время как его обработка камерой при
записи на флэш карту в соответствии с параметрами JPG
или TIFF неизбежно приводит к потере части графической
информации. Файл RAW, таким образом, является пря
мым аналогом пленочного негатива. Его цветовое прост
ранство — 12–14 бит, а это означает, что цветовая гамма
расширена. При конвертации RAW в компьютере доволь
но просто исправлять ошибки экспозиции, баланса бело
го, тональности, резкости. Кстати, в любом случае не сто
ит в настройках фотокамеры повышать параметры рез
кости, насыщенности и т. д. — все это легче и правильней
сделать при последующей обработке в Photoshop.
Недостатки съемки в формате JPG — это фактичес
ки отсутствие достоинств RAW. Во первых, формат JPG
переводится в цветовое пространство sRGB, которое
имеет 8 битовую цветность, чтобы обеспечить сравни
тельно небольшой размер файла. Соответственно, цве
товая гамма сжимается. Во вторых, если при съемке в
формате JPG произошла ошибка экспозиции, то при пе
ресвете белые участки кадра можно считать потерянны
ТЕМА НОМЕРА
Записки фотоохотника
52 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
2009
ЧЕРНЫЙ АИСТ. Nikon D3, Nikkor 500/4, ISO 1600, 1/200, f/ 4,5
РОЗОВЫЙ ФЛАМИНГО. Nikon D3, Nikkor 500/4, ISO 800, 1/1250, f/ 4,5
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 70 (Январь-февраль 2009) | Страница 52 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |