Жанровая фотография
Действительность предлагает нам огромное обилие сюжетов, и надо уметь выбрать главное, надо всегда стремиться, чтобы в видоискатель попало то, что наиболее ярко выражает какое-то явление действительности… Мы наблюдаем и помогаем другим увидеть и познать в самых обычных фактах мир, который нас окружает. Анри КАРТЬЕ-БРЕССОН Жанровая фотография — понятие сложное и неоднозначное, очень часто вызывает недоразумение со стороны как зрителей, так и самих фотографов. Возможно, проблема заключается не в самом понятии, а в термине, который зачастую приводит к путанице. Чтобы отличить жанр как искусствоведческое понятие (пейзаж, натюрморт, портрет) от «жанра» — изображения состояний и действий людей, — термин в дальнейшем будем брать в кавычки. Очевидно, что истоки понятия восходят к живописи. Поэтому специфика «жанра» в фотографии во многом с ней схожа. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века шумели веселые семейные праздники, кружились в танце крестьяне, бушевали пьяные драки в тавернах. Эти яркие многолюдные сцены были полны кипучей энергии. Под понятием «жанра» в фотографии также подразумевается изображение состояния и действия людей. Но, обогащаясь традициями изобразительных искусств, она вместе с тем ищет свои, особые пути. Темой «жанровых» снимков преимущественно служит социальная и бытовая среда, а изобразительный материал — люди. И та как среда оказывается главным предметом изображения, а зафиксированные люди ее только объясняют и освещают, то можно сказать, что главный жанровый принцип «жанра» — быть «зеркалом мира». Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, — это необходимое условие «жанрового» снимка. В этом «жанр» очень схож с кино, но, в отличие от кинематографа, «жанр» выражает только одну стадию процесса. Жанровый снимок иногда имеет признаки портрета, так как в обоих случаях общий изобразительный материал — люди. Однако здесь есть принципиальное различие: в портрете главный источник выразительных элементов — изображаемый человек, а в «жанре» — процесс, в котором он задействован. Если «жанр» — это «зеркало мира», то портрет — «зеркало души». Жанровая фотография может быть: постановочная — режиссура кадра, введение героя в придуманные обстоятельства репортаж — съемка событий, не предполагающих режиссуру и постановку Постановочная Жанровый снимок может быть получен в результате известных режиссерских усилий. Осуществляя свой замысел, фотограф выбирает соответствующую обстановку, продумывает композицию будущего снимка, ставит освещение, подсказывает фотографируемым жест, позу, действие. Однако это должно быть сделано так, чтобы зритель не догадался, что все было продуманно заранее. Режиссура требует от фотографа особой чуткости, вкуса и чувства меры, иначе картинка выходит искусственной, лишенной непосредственного обаяния жизни. Репортаж Фоторепортаж может создавать и создает отличные жанровые снимки. Здесь фотограф должен найти сюжет в самой действительности. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными ансамблями, а цель фотографа — обнаружить их и вовремя запечатлеть. «Repoter» — с французского означает переносить, переставлять, перемещать. Поэтому репортажный снимок — это перенесенные фотографом события мира на снимок. Кандинский сказал, что та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Это определение применимо и к фотографии. Независимо от метода работы — постановочного или репортажного — жанровые снимки воспринимаются зрителями одинаково хорошо в том случае, если они живут внутренне полной жизнью. Композиция Если уж кадр является рассказом, то он имеет сюжет. Чтобы сюжет возник и был прочитан зрителем, объекты съемки должны находиться в определенных взаимоотношениях между собой. Это взаимоотношение — композиция. Применительно к жанровой фотографии можно говорить о двух типах композиции: изобразительной и действенной (от слова «действие»). Изобразительная (пластическая) композиция — перекличка линий, тональных и красочных пятен. К примеру, экспрессия фотографии вверху достигается не только тем, что фотограф запечатлел яркий момент движения, но и цветовым решением кадра: ярко-синий цвет венков в руках девушек перекликается с голубизной неба, белизна одежды — с облаками, а красный цвет обуви и узоров на костюмах находит отголосок в башне на заднем плане. Действенная композиция — связи между предметами выражаются через некое действие, жест или взаимодействие, движение. Здесь, кстати, не требуется живописной отточенности. К примеру, классик жанровой фотографии Картье-Брессон редко пользовался установившимися правилами композиции. Ему важнее донести в снимках непосредственность пойманного мгновения, нежели произвести «картинный» эффект. О том же говорит и С. Фридлянд: «Фотохудожник уже не избегает, как смертного греха, случайного жеста или случайных деталей. С творчески осмысленной позиции он подстерегает их, выжидает тот неповторимый момент, когда их можно и нужно включить в кадр… Композиция, теряя традиционную гладкость, счастливо приобретает взамен динамическую «взъерошенность», приближающую зрителя к полноте ощущения подлинности показанного ему момента жизни». Задачи фотографа-жанриста Случайность… Довольно часто именно случайности бывают обязаны авторы редких снимков, неожиданно полученных в удачно сложившихся условиях. Очевидно, однако, что в арсенал фотографа-жанриста входит способность сознательно или интуитивно предвидеть вероятность ситуаций, интересных для съемки, и умение запечатлеть эти уникальные мгновения жизни. Одним словом, нужно подчинить себе случайность. А для этого необходимы следующие навыки и профессиональные качества: Если человек, которого снимают, замечает на себе «взгляд объектива», то моментально теряет естественность и принимает другую позу и выражение лица — делается таким, каким хочет выглядеть. Есть 3 способа сделать камеру незаметной: воспользоваться телеобъективом; снимать внезапно; фотографировать тогда, когда человек привыкнет к камере и перестанет обращать на нее внимание.
Художественность и документальность Фотография имеет дело с настоящим, однако по прошествии времени она становится достоянием истории, так как заключает в себе важнейшие документальные сведения. Если жанровая фотография отражает некое важное историческое событие и при этом не лишена выразительности, то это тот удачный и редкий момент, когда художественное и документальное начала прекрасно дополняют друг друга. Такие работы всегда проходят проверку времени. Что же определяет художественность, а что документальность в фотографии? Стигнеев выделяет следующие критерии и характеристики: ? Документальность | Художественность | ЧТО снято | КАК снято | факт, действительность, реальность, фиксация жизни, регистрация текущих событий | образ, вымысел, художественно информированный факт, выразительность | сырой материал, бесформенность | оформленность, организованная реальность | «жизнь, как она есть» | «жизнь, как она кажется» |
Как бы ни был красив документальный снимок, он не будет представлять никакой исторической ценности в отрыве от временного и пространственного контекста. Зритель должен хорошо представлять, где и когда произошло то, что он видит на фотографии, иначе информация, которой «насыщено» изображение, не будет прочитана целостно. В таком случае фотография оценивается зрителем чисто эстетически, а важная документальная составляющая ускользает. Поэтому для многих жанровых снимков необходим комментарий — когда, где и при каких условиях был сделан снимок. К примеру, работа военного фотографа Бориса Смирнова «Набережная Невы». С художественной точки зрения фотография безупречна: отточенная композиция, гармоничное тональное решение — все это радует глаз. Однако снимок приобретает дополнительное значение, когда становится известна его история. Эта работа была сделана в период блокады Ленинграда на набережной Невы в пик голода и страшнейших морозов. Непроницаемое снежное поле, накренившийся, полузатонувший крейсер на заднем плане и маленькая фигура спешащего человека в правом нижнем углу — это аллегория войны, которая стремится уничтожить всех и каждого. Микеланжело как-то спросили: как вы добиваетесь такой экспрессии в своих скульптурах? «Это очень просто! — ответил скульптор. — Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее!» Подобную работу проделывает и фотограф. Работая над темой, он компонует снимок, отсекает рамкой кадра все лишнее и оставляет в поле зрения объектива лишь то, что необходимо для раскрытия замысла. Вырывая камерой какой-то сюжет из жизни, он тем самым заставляет его по-новому звучать. Только снимки, в которых сюжет передает типическое, иногда в сочетании с неповторимыми чертами индивидуального, снимки, в которых образно рассказывается о явлении, могут быть названы жанровыми фотографиями. Анна ЛЕМЕШ
Дата публикации: 2008.09.05
|