Кракауэр
Основной эстетический принцип фотографии, или о фотографичности фотоснимка Фото - источник красоты, однако красоты другого плана. ЗИГФРИД КРАКАУЭР - беллетрист, социолог, искусствовед, кинокритик. Наибольшую известность автору принесли исследования в области киноискусства, которые и по сей день не теряют актуальности. В 1960 году вышел его основной киноведческий труд «Теория фильма» («Природа фильма»), вскоре переведенный на многие языки мира. Однако эта книга оказалась знаковой не только для киноискусства… Первая глава «Природы фильма» посвящается фотографии (по Кракауэру – киноискусство проистекает из фотографии), в которой автор скрупулезно исследует природу фотоснимка и выявляет те уникальные черты, которые отличают фотографию от какого-либо другого искусства. Небольшое исследование Кракауэра в какой-то степени опровергает многие устоявшиеся принципы оценки и восприятия фотографии. Если следовать его теории, то фотография не обязательно должна быть резкой, с отточенной композицией и завершенным сюжетом. Напротив, нарушение выработанных веками живописных правил свойственны фотографии. Фотоискусство – как и другие виды изобразительных искусств – обладает определенными признаками, которые выражают его уникальность. В фотографии, возможно в силу молодости, или в силу сложившихся обстоятельств, эти уникальные составляющие зачастую отрицаются как зрителями, так и самими фотографами. Фотограф, который стремится к живописной художественности своих снимков, «уничтожает» тем самым некую важную фотографическую составляющую, которая и притягивает взгляд зрителя, заставляет задержаться. Произведения того или иного искусства эстетически полноценны тогда, когда они создаются на основе специфики его выразительных средств. Если произведение идет вразрез этой специфике, к примеру, использует средства и приемы, более свойственные другому искусству, - оно вряд ли будет эстетически приемлемым
Выступая противником живописности в фотографии, Кракауэр выводит «основной эстетический принцип фотоискусства», который рассматривается им в трех аспектах: 1. в подходе фотографа к материалу 2. в «природных склонностях» фотографии 3. в особой привлекательности снимков. Иными словами, Кракауэр пишет о том, 1. Каким должен быть фотограф 2. Какой должна быть фотография 3. Чем фотография может быть привлекательна
ФОТОГРАФИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ФОТОГРАФИЧНОЙ Для Кракауэра фотография должна быть не живописной, а фотографичной . Фотографичность – то, что присуще только искусству фотографии, то что наделяет его особой красотой. Снимок фотографичен в том случае, если он соответствует четырем «природным склонностям» фотографии: Фотография тяготеет к неинсценированной действительности В фотографии подчеркиваются элементы ненарочитого, случайного, неожиданного. В фотографии чувствуется незавершенность, бесконечность, незамкнутость пространства. Фотография передает ощущение неопределенного содержания и смысловой неясности. Неинсценированная действительность Снимки подлинно фотографичны тогда, когда в них чувствуется намерение автора воспроизвести физическую реальность в том нетронутом виде, в каком она существует помимо него. Ее преходящие формы, уловимые только фотокамерой, инсценировать невозможно. Гарри Виногранд (Garry Winogrand), Форт Уорт ( Fort Worth), 1974
Случайность, неожиданность Тяготение фотографии к неинсценированной действительности определяет ее склонность подчеркивать элементы ненарочитого, случайного неожиданного. Случайные события – лучшая пища для фотоснимков. Склонность к ненарочитому свойственна и для портретной фотографии – даже наиболее типические портреты должны производить впечатление снятых случайно, как бы походя, в них должна чувствоваться пульсация жизни. Гарри Виногранд (Garry Winogrand) Без названия, 1950-е гг. Бесконечность пространства Фотографии свойственно передавать ощущение незавершенности, бесконечности, возникающее от подчеркивания элементов случайного, которые на фотографии, будь то портрет или уличный снимок, запечатлеваются скорее частично, нежели полностью. Фотография хороша только тогда, когда она не оставляет впечатления законченности. Рамка фотокадра - лишь условные границы фотографии; ее содержание связано с содержанием остающегося за рамкой; ее композиция говорит о чем-то, невошедшем в нее – о физическом бытии. То, что Кракауэр называет незавершенностью, бесконечностью фотографии, - Барт обозначил как слепое пятно. Слепое пятно – это то, что мы не видим, что остается за кадром, вне поля зрения. Присутствие слепого пятна подталкивает воображение зрителя выйти за границы снимка и дорисовать продолжение кадра. Этим фотография и завораживает, в этом заключается ее уникальная суть Хелен Левит (Helen Levitt) Нью-Йорк, ок. 1942 Этот снимок, сделанный Хелен Левитт, естественным образом уводит взгляд зрителя за пределы кадра. Он вызывает здоровое любопытство – кому не интересно узнать, куда смотрят девочки, что их так заинтересовало? Многозначность, неопределенность содержания. Фотография склонна передавать ощущение неопределенного содержания и смысловой неясности. Живопись в какой-то степени очевидна и однозначна, так как она рождена человеком. Фотография же многозначна, так как в съемке участвует неподконтрольная фотографу реальность. Поэтому каждый может трактовать фотоснимок по-своему. Якоб Рийс (Jacob Riis) Постоялец полицейского участка – Доска вместо кровати (Police Station Lodger, A Plank for a Bed), ок. 1890 Снимок Рийса полностью отвечает 4 «склонностям» фотографии: здесь нет инсценировки - композиция снимка сложилась совершенно случайно. По замыслу Рийса в правом верхнем углу не должно было быть руки (это рука ассистента, который только что зажег магниевый порошок для вспышки). В результате этой оплошности получился любопытный снимок, который уводит за грани видимого и рождает множество ассоциаций. ФОТОГРАФ Фотографу принципиально важно избегать живописности, но стремиться к фотографичности. Его основная задача состоит не в творческой интерпретации реальности, а в тонком умении ее безупречно «прочесть» и запечатлеть. Чтобы раскрыть содержание снимаемой натуры, фотограф, несомненно, вправе выбирать основную тему, границы кадра, объектив, эмульсию и зерно – но не более того. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СНИМКА Из вышесказанного можно сделать вывод: красота снимка определяется степенью его фотографичности, то есть тем, насколько он соответствует четырем «склонностям» фотографии. Кроме того, Кракауэр отмечает, что «ощущение прекрасного неотделимо от жажды знаний. Подчас фотография красива уже тем, что она утоляет эту жажду. И более того, обогащая наши знания путем проникновения в неведомые космические пространства или в укромные тайники материи, фотоаппарат иногда запечатлевает картины, красивые и своей собственной красотой…» Анна Лемеш
Дата публикации: 2008.09.10
|