Пейзаж
Что способно привести современного человека, уставшего от городской суеты, в состояние гармонии? Испокон веков самым простым и верным способом было уединение с природой. Леса, поля, луга, горы, моря и реки способны подарить человеку спокойствие, свободу и красоту. Об этом писал О. Генри в одной из своих новелл: «Красота — это природа, достигнувшая совершенства, округленность ее атрибут. Прямая линия свидетельствует об отклонении от природы. Природные свойства быстрее всего утрачиваются в большом городе. Причину следует искать не в его этике, а в геометрии. Прямые углы, линии улиц и зданий, прямолинейность законов и обычаев. Тротуары никогда не отклоняются от прямой линии. Строгие, жесткие правила, не допускающие компромисса ни в чем, — все это бросает вызов кривой линии природы…» Весьма вероятно, что именно поэтому люди уже которое столетие пытаются перенести «кусочек» природы в свое жилище — раньше благодаря живописцам, а теперь и фотографам. Поэтому пейзаж всегда был (можно предположить, и будет) одним из самых любимых жанров. По сравнению с другими фотографическими жанрами, пейзаж — самый старший, так как технически самый доступный. Первые фотоаппараты требовали большой выдержки и много света, и пейзаж мог предоставить и то, и другое. Поэтому самой первой в истории фотографией был именно пейзаж «Вид из окна на Сен-Лу-де-Варенн», полученный Жозефом Нисефором Ньепсом. Однажды утром 1826 года французский ученый-любитель Жозеф Нисефор Ньепс приступил к последнему из серии опытов, которые он проводил уже в течение нескольких лет. Он взял оловянную пластину, покрыл ее тонким слоем асфальта и поместил на задней стенке камеры-обскуры, применявшейся в то время художниками для проецирования изображения на экран, — это помогало им делать эскизы для своих картин. Ньепс поставил аппарат на подоконник, направил его во двор и оставил в таком положении на весь день. Вечером ученый вынул пластину и тщательно ее осмотрел. Оказалось, что в тех местах, где свет падал на пластину, асфальт затвердел и стал белым, а на остальных участках он остался мягким и легко смывался лавандовым маслом; в результате получалось прямое позитивное изображение вида из окна. Так Ньепс сделал снимок, который принято считать первой в истории фотографией. Объектом съемки был пейзаж. Поэтому пейзаж можно действительно по праву считать родоначальником фотоискусства. Что же касается каких-то особенных отличий от традиционных видов искусств, то пейзаж, по сравнению с другими фотографическими жанрами, от живописи ушел не особенно далеко. Композиционные правила и каноны полностью перешли по наследству от живописцев к фотографам-пейзажистам и активно используются ими и поныне. Добавляются только фотографические спецэффекты благодаря всевозможным фильтрам, объективам, насадкам, а в наше время — цифровым настройкам и цифровой обработке. Но без знания композиционных правил все вышеперечисленное — ненужные излишества. Поэтому давайте рассмотрим некоторые композиционные особенности пейзажа. Линия горизонта Ритмическое построение кадра зависит от того, как изобразительная плоскость разделена линией горизонта. Б. Виппер называл горизонт «камертоном композиции». В современном пейзаже часто снижают линию горизонта, отчего в композиции увеличивается часть кадра, занятая небом. Низкий горизонт, особенно при вертикальном формате, вызывает ощущение, что пространство как бы устремлено в просторы неба. Высокий горизонт производит обратный эффект — воздушное пространство над землей уменьшается, зато расширяется поверхность земли, входящая в кадр. Благодаря этому точнее, чем при низком горизонте, передаются расстояния между предметами, а также их масштабные и пространственные соотношения. Роль линии в кадре Линия осознается художником как выражение «внутренних сил», заключенных в объекте. Поэтому от того, как движется линия, зависит и динамика, и настроение кадра. Известный искусствовед Фаворский приводит характеристики некоторых из них: «Прямая линия выражает движение равномерное и довольно быстрое, а неравномерно кривая — моделирует движение, которое будет то ускоряться, то замедляться. На выпрямленных местах будет ускоряться, на закругленных же, как на виражах, — замедляться». О золотом сечении На протяжении многих веков для построения гармоничных композиций художники пользуются правилом золотого сечения. Эта интуитивно найденная мастерами пропорция самим фактом своего существования в кадре вызывает у зрителя положительные эмоции. Форма, в основе построения которой лежит сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Принцип золотого сечения (правило третей) заключается в следующем: кадр по вертикали и горизонтали делится на три равные части. В результате возникает 9 секторов. Сюжетно важные детали снимка следует располагать на пересечении этих воображаемых линий. Эти точки являются самыми значимыми и гармоничными в фотографии, поэтому все, что попадает в их область, начинает жить в ритмически гармоничном и упорядоченном мире. Кроме этого, психология восприятия изображения человеком такова, что взгляд обычно останавливается именно на точках золотого сечения, соответственно если объекты съемки располагать в этих узлах, то они вызывают у зрителя положительные эмоции. При съемке пейзажа плоскости в кадре желательно расположить по линиям в соотношении 3 : 5. К примеру, в верхней трети снимка можно поместить небо. В двух нижних — землю. Либо наоборот — две трети кадра заполнить небом, а одну треть оставить для земли. Линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь в редких случаях — в центре. Прохождение горизонта по центру кадра убивает динамику и делает снимок статичным. Предметы и люди на фоне пейзажа тоже лучше располагать в стороне от центра. Сместите предмет на одну треть влево или вправо, и вы добьетесь максимального эффекта. Особенности формата Ритмика запечатленного пространства воссоздается в кадре на изобразительной плоскости. При этом фотограф вынужден считаться с конфигурацией и размерами плоскости, то есть с форматом. Анализируя эту проблему, Б. Виппер отмечал, что «характер формата самым тесным образом связан с внутренней структурой художественного произведения и часто даже указывает правильный путь к пониманию замысла». Действительно, один и тот же ландшафт по-разному воспринимается в горизонтальном и вертикальном кадре. Горизонтальный снимок развертывает перед зрителем панораму деталей, от снимка веет спокойствием; вертикальный кадр, особенно при низком горизонте, удобен для передачи просторов и выси воздушного пространства, при высоком же горизонте он «приподнимает» уходящую вдаль поверхность земли. Подобным кадрам свойственна монументальность. В квадратном формате, наиболее трудном для композиционного построения, всякое «движение неизбежно застывает, останавливается, замыкается, так как ни одно из направлений не получает перевеса». Выбор формата диктуется натурой, но решающее значение приобретает ее истолкование фотографом. Свет в пейзаже Тональная ритмика фотокадра предопределяется, прежде всего, освещением. Оно может преобразить любой мотив, может создать то настроение, которого добивается фотограф. Интенсивный встречно-боковой свет дает яркие блики на предметах и глубокие тени, вносит в мотив легкость и радость. Встречный контровой свет прорисовывает силуэты, «зажигает» вокруг них светящиеся ореолы, наполняя пространство движением. Боковой — подчеркивает фактуру поверхностей, объемно моделирует предметы. Прямой свет со стороны камеры избавляет от теней, но уплощает пространство. Светом зачастую выделяют главные объекты в пейзаже, формируют смысловой центр кадра. В естественных условиях фотограф как бы опосредованно управляет светом, изменяя точку съемки, выжидая, когда солнце займет нужное положение или облака закроют его. Отражение солнечных лучей от облачного покрова, от воды или снега дает особые эффекты освещения, существенно меняющие тональность кадра. Правило левой руки При построении кадра важно учитывать также и то, что взгляд человека обычно движется по траектории сверху вниз и слева направо. Поэтому существует правило левой руки. Заключается оно в следующем: все, что располагается в левом нижнем и правом верхнем углах воспринимается зрителем активнее, нежели то, что лежит в левом верхнем и правом нижнем. Например, если вы хотите сфотографировать лесной ручей либо тропинку, то пустите ее по ходу движения человеческого взгляда, то есть по диагонали из левого нижнего в правый верхний угол. Если же сделать противоположным образом и отзеркалить изображение, то взгляд будет соскальзывать по дорожке и не будет воспринимать ее как сюжетно важный элемент. Фотограф, знающий и творчески использующий эти несложные правила, может не только создавать интересные, радующие взгляд пейзажи, но способен также управлять настроением и вниманием зрителя, заставляя его подольше задержаться у своей работы. Хотя не раз было сказано, что правила композиции существуют для того, чтобы их нарушать... Только, чтобы их осознанно нарушить, для начала их надо знать.
Анна ЛЕМЕШ
Дата публикации: 2008.05.06
|