Эволюция фотовспышек. Полтора века пути.
Фотовспышка – импульсный источник света для освещения объекта при недостаточной освещённости. Различают два вида фотовспышек: многократного применения – электронная, источником света в которой служит газосветная импульсная лампа, и одноразового действия. Это флэш-лампы – стеклянные колбы, наполненные кислородом и алюминиевой фольгой и магниевые фотовспышки на флэш-порошке.
За полтора века своего развития фото-осветители прошли три условно-основных этапа: химический – магниевые проволока и порошки, лампы – вспышки на флэш-ганах и современный – электронные вспышки. Сейчас ни один фотограф не представляет себя без креативной системы освещения. Но так было не всегда.
В 1879 году Жозеф Сван создал первую рабочую модель электрической лампочки. За год до этого в 1859 году Г. Планте создал первый свинцовый аккумулятор. В 1860-х годах впервые в истории фотографии был использован электрический свет. Месье Надар (Гаспар Феликс Турнашон), первый французский фотожурналист, в 1861 году применил для съёмки парижских катакомб аккумуляторное освещение. Позже (1877 год) на помощь студийным фотографам пришли дуговые лампы. В студии Ван-дер Вайде на Регент Стрит, с газовым динамо, света было достаточно для экспозиции от 2 до 3 секунд. До этого процесс съёмки продолжался несколько минут. Светочувствительность фотоматериалов тех лет была низкая. Людей усаживали в специальные статичные позы, чтобы они не шевелились. Так же применялись специальные фиксаторы для головы.
Собственно, название «flash» (вспышка) вошло в фото-обиход в 1886 году с изобретением магниевого порошка. А первую в мире электрическую вспышку применил для фото Генри Фокс Тальбот в 1851 году. Десятком лет ранее, в 1839 году Л. Иббетсон использовал кислородно-водородный светильник (Limelight) для съёмки микрообъектов.
Магниевые осветители
В 1859 году Р.Бунзен в Германии и Г.Роско в Англии предложили использовать для фотосъёмки свет сгорающего магния.
С 1863 года в Англии стали производить магниевую проволоку. В 1864 году горение магниевой проволоки диаметром 1 мм для фото применил Э. Сонштадт. Экспозиция длилась около минуты. В начале 1864 года, три фотографа совместными усилиями получили хороший негатив на шахте Блю Джон Майн в Дербшире, используя магний. С тех пор магний в виде проволоки широко использовался фотографами. Метод был популярен до 1880-х. Магниевую проволоку, а позже – ленту скручивали в рулон и использовали для фотографирования и в фотоувеличителях. Существовали проволочные и ленточные осветители.
Проволока сгорала медленно, производя, таким образом, дополнительный свет для фотосъемки.
Технология работы с проволокой была не слишком сложна. Обычно магниевые осветители состоят из скрученной в рулон ленты или, ранее, проволоки магния, который перемещался либо механически, либо вручную из контейнера вокруг лампы с отражателем. Горение часто было неполным и непредсказуемым. Экспозиция значительно варьировалась, а воздух становился тяжёлым, непрозрачным от паров, что делало метод непригодным для студии. Более того, возникали неудобства от дыма, запаха и большого количества белого пепла. Например, на приемах и званых обедах, где были белоснежные скатерти и гости в прекрасных дорогих нарядах. Обычно фотограф собирался и уходил до того как пыль оседала. Тем не менее, магниевые лампы были популярны в 1870-х и 1880-х годах, несмотря на расходы и опасности.
Магниевые осветители применялись и в фотоувеличителях, и для работы с камерой.
Но это была ещё не вспышка.
Магниевые фотовспышки
В 1865 году Чарльз Смит применил смесь порошка магния и пороха для съёмки пирамид Гиза. Результат был неважным, но идея хорошая. В 1883 году Кеньон смешал магний и хлорид калия. Горение было очень ярким. В 1887 году Адольф Мифе и Йохан Гедик применили смесь магния с хлоратом калия. Так был изобретён «флэш-порошок» (или «flash-powder» или «blitzlicht») и вошла в обиход магниевая вспышка, которую мы считаем спутницей форматной камеры.
Хотелось бы отметить, что свет, излучаемый магниевой вспышкой был мягче и равномерней чем свет современных моноблоков с софт-боксами. Причина проста – свет шёл во все стороны и, многократно отражённый, выполнял функции и рисующего, и моделирующего, и заполняющего.
Магниевая вспышка не синхронизировалась с камерой. Съёмка производилась методом «открытой вспышки», когда камера ставилась на штатив, открывался затвор, производилась вспышка и затвор закрывался. Кустарные синхронизаторы в те времена все же использовали. Обычно это был сдвоенный фото-тросик. Один конец запускал затвор фотокамеры, второй – магниевую «машинку».
Для магниевых вспышек применялись следующие «машинки»:
• пистонные (порошок магния насыпали в приёмник, вспышка производилась в вертикальном положении и в нужный момент нажимали на курок: бумажный одноразовый пистон давал искру и возгорался порошок; реже магниевый порошок поджигался ударом бойка по поджигающему капсюлю);
• кремниевые (вспышка со спиралью, которая вращает стальное колесико с кремнием, искры зажигают порошок);
• с воздушной грушей («пых» с помощью резиновой груши, воспламенив порошок искрой произведя вспышку, широко известны вспышки этого типа – Todd-Forrett lam);
• картриджи с фитилем (порошок магния в небольших деревянных картриджах с фитилями);
• пакетики с фитилем типа «чайные» (простая одноразовая порошковая вспышка (типа «чайный пакетик», который содержит порошок);
• деревянный стержень с нанесением магниевого порошка.
Иногда флэш-смесь просто поджигалась в лотке длинной целлулоидной палочкой или спичкой.
В начале XX века формула флэш-порошка была доработана и улучшена, чтобы сделать процесс проще и безопаснее. Вспышки длились всего 10 мс и люди уже не успевали моргать во время экспозиции, это помогло портретной фотографии.
Порошковая вспышка была взрывной смесью и представляла опасность. Дым и белый осадок так же были большой проблемой. Однако, использование флэш-порошка продолжалось до середины 60-х годов, потому что ранние лампы-вспышки и электронные вспышки были слишком дорогими для любителей. Затем магниевые вспышки ушли в историю.
Флэш-ганы
Помните старое кино, где у фотографа в руках раскладная камера и вспышка с огромным круглым рефлектором? Это и есть флэш-ган.
Первые флеш-ганы – вспышки со сменной одноразовой флэш-лампой, появились в 30-х годах.
В 1925 году Пауль Феркоттер запатентовал первую лампу-вспышку. Магниевая фольга помещалась в стеклянный баллон, содержащий кислород при низком давлении, чтобы продукты горения не разорвали баллон. Для воспламенения хватало несколько вольт от обычной батарейки. Идея была не нова. Французский зоолог и пионер подводного фотографирования Луи Боттан в 1890 году пользовался громоздкой магниевой лампой. Порошок магния был запечатан в стеклянную банку. Прикреплённый на подвижной подставке, он зажигался с помощью спиртовки. Но история подводной фото-съёмки – это отдельная страница в истории фотографии.
В 1893 году доктор Шауфер разработал магниевую лампу-вспышку в виде стеклянного шара, наполненного кислородом с магниевой проволокой и электрическим поджигом.
В 1929 году первая настоящая флэш-лампа Vacumblitz была произведена в Германии. За ней последовали в 1930 Sashalite в Британии и GE20 в США.
Первые фотографии с помощью вспышки «Sashalite» были опубликованы «Morning Post». Это были фото машинного отделения и других отсеков подводной лодки.
Началась эпоха флэш-ганов и развитие ламп-вспышек. Сначала в колбу обычных электрических ламп помещали магниевую или алюминиевую фольгу.
Позже «луковицы» стали наполнять тонким магниевым или циркониевым проводом, похожим на шар из тонкой шерсти.
Размер ламп-вспышек со временем уменьшался: от огромной луковицы до грецкого ореха. Резьбу крепления заменили байонетом и кнопкой «отстрела» сгоревшей лампочки.
Для работы с цветной плёнкой лампы окрашивались в голубой цвет. Так же выпускались инфракрасные флэш-лампы для съёмки в полной темноте (они работали с инфракрасной плёнкой или фильтром). Применялись в технической и научной фотографии, а также спецслужбами.
Появилась настоятельная необходимость синхронизировать работу камеры и вспышки.
Первые синхронизаторы появились с 1936 года по 1939 год на пресс-камерах, где камера, затвор и лампа помещались в едином узле.
Первой серийной камерой этого типа стала Falcon Press Flash в 1939 году. Другие ранние камеры-вспышки были Agfa Shur-Flash и Kodak Six-20(Flash Brownie box camera), в 1940 году – Kine Exakta.
Синхронизаторы для остальных камер выпускались с 40-х до середины 50-х годов. Они представляли собой отдельные устройства. Оно вставлялось в гнездо для спускового тросика и имело провод, поджигающий вспышку.
Синхро-контакты на камерах стали всеобщим стандартом после Второй мировой войны. До конца 50-х годов каждый производитель пользовался своей «вилкой». В 1953 появился 3 мм (1/8 дюйма) PC-разъем от Zeiss, образца Prontor-Compur, ставший впоследствии всемирным флэш-стандартом.
В 1963 году «узаконили» синхронизацию типа «горячий башмак». Ее применили впервые в 1938 году для вспышки на камере Univex Mercury СС.
Первое крепление для дополнительных устройств появилось на камере Leica в 1913 году и называлось Зухер-планка ( нем. Sucher — видоискатель).
Теперь в этом разъеме гордо обосновалась фотовспышка.
Некоторые фотоаппараты ранних выпусков не имели крепления для фотовспышки, адаптер с креплением приобретался отдельно.
На советских камерах PC-разъём поставили в середине 50-х годав, а центральный синхро-контакт «горячий башмак» - со второй половины 1970-х годов.
Ламповые вспышки меньше весили и легко зажигались, они были мощнее, удобнее и безопаснее магниевых. До середины 50-х они были относительно дорогими для любителей. Но с уменьшением их габаритов в 1955 году стоимость их стала приемлемой. С 1955 года на флэш-ганах появились каплевидные лампы. Это были Philips PF1 и AG1 с 1961 года.
Они были очень компактны: лампа и вспышка занимали меньше места, чем наименьшая вспышка до них; обладали той же светоотдачей; заменялись с нереальной скоростью. Лампы были «без-базовыми», т.е. без металлического цоколя с резьбой или байонета. Лоток загрузки повторял форму лампы. Для работы на «старых» флэш-ганах каплевидные лампы комплектовались адаптером для посадки и новым маленьким полированным отражателем на 2 или 3 дюйма. Они стали хитом продаж и продавались со скоростью 1 штука в секунду.
В середине 50-х годов первые единичные электронные вспышки появились на прилавках рядом с флэш-ганами. Они пока были дороже, крупнее и тяжелее. Но это отразилось на PC-контактах. Так как флэш-лампы достигали пика яркости в разное время с электронными, контакты стали делать под разные системы «поджига» ламп-вспышек («M»-medium, «FP»- focal plane -шторные затворы, «F»-fast –центральные затворы , «X»-электронная). Устанавливали несколько синхро-гнёзд или переключатель режима синхронизации.
Ламповые вспышки были большим шагом вперед по сравнению с магниевыми. Они меньше весили, легко поджигались, были мощными. Они были безопаснее, не давали дыма и осадка.
Полвека флэш-ганы честно служили фотографам. Электронные вспышки многое у них переняли: синхро-контакты, компоновку в едином узле, поворотный рефлектор.
Но время выбрало «электронику» и флэш-ганы уступили. «Лебединой песней» флэш-ганов стали лампы Cube–flash на 4 «пыха» и Flip-flash на 10 вспышек каждая.
<
В недавнем ещё прошлом «flash-cube» и «flip-flash» составляли реальную конкуренцию электронным вспышкам на массовых любительских камерах.
Электронные вспышки
Импульсная лампа – источник света, предназначенный для получения кратковременных световых вспышек высокой интенсивности, в котором используется свечение низкотемпературной плазмы. Свечение возникает при импульсном разряде в инертном (обычно ксеноне ) или другом газе.
Если не брать в расчёт разряд лейденской банки Талбота в 1851 году, то
электронная вспышка – ровесница одноразовых ламп вспышек. Гарольд Эджертон в 1932 году предложил использовать для фотографии многоразовую лампу. В 1939 году на основе ксеноновой трубки была изготовлена первая электронная вспышка и разработан метод ее синхронизации с затвором камеры. Преимущества были налицо:
1. импульс был короче и был не слабее ламповых предтечей;
2. контролировалась и регулировалась интенсивность вспышки;
3. лампа использовалась многократно;
4. использовались батареи или аккумуляторы.
Но вспышка была дорогая и тяжелая (около 8 кг) и до 50-х годов использовалась только профессиональными фотографами.
В 1958 году Пауль Метц представил транзисторный преобразователь напряжения в электронной вспышке METZ Mecablitz.
Это был настоящий прорыв, значительно сократились размер, вес изделия. Одновременное применение аллюминированных пластмасс улучшили КПД отражателя, позволив снизить энергию вспышки и скомпоновать все элементы в едином узле.
В 1947 году Bowens начинает производить лампы-вспышки, а в начале 60-х изобретает первый в мире моноблок. Таким образом, фирма Bowens вошла в историю как основоположник промышленного производства импульсного осветительного оборудования для профессиональных фотографов.
В 1963 году компания Фойхляндер представила камеру Vitrona с первой в мире встроенной электронной вспышкой.
В пистолетной рукоятке располагались батарея и конденсатор. Объектив Lanthar 50/2.8 позволял автоматике при работе со вспышкой управлять диафрагмой. Достаточно было выставить расстояние.
Этим же путем шел Nikon в 1969, выпустив объектив GN Auto Nikkor 45/2.8.
Разработка была внедрена до официального появления автоматических электронных вспышек. Ведущее число вспышки GN (Guide Number) не всегда имело такое красивое название. Раньше мощность вспышки и силу импульса измеряли джоулями. А по экспонометрическим таблицам определяли значение диафрагмы в зависимости от расстояния.
Canon пошел своим путем и в 1976 году представил согласованную автоматическую вспышку Canon Speedlite 155. Она функционально связывалась с камерой Canon AE-1 посредством дополнительных управляющих контактов. Обойма «горячего башмака» стала мудрее.
70-е годы стали переломными в жёсткой борьбе электронных «пых» и флэш-ганов. Их размеры выровнялись, а цены стали сопоставимы. И флэш-ганы ушли достойно. Но их до сих пор покупают, теперь в качестве сувениров, потому что они – красивые
Окончательно победил «hot-shoe» – разъём и все системные вспышки стали согласованными. Разумеется, у каждого производителя дополнительные контакты были свои. У Minolta даже «башмак» был собственный. Теперь этот башмак унаследовали цифро-зеркалки Sony и вспышки Minolta исправно работают на них.
Электронные вспышки стали автоматическими. Сначала их импульсом управляла электроника камеры. Это было и есть сейчас на согласованных системных автоматических «пыхах».
Затем фотоэлемент стали ставить на саму вспышку и она стала полностью самостоятельной. Такие автоматические вспышки могли использоваться с любой механической фотокамерой. Вспышка сама регулировала мощность и длительность импульса.
Внимание!
Электронные вспышки для механических фотокамер смертельно опасны для камер электронных. У «механики» синхронизация вспышки и затвора механическая. Внутри камеры во время спуска затвора замыкались два контакта. Через них напрямую высоковольтный заряд конденсатора вспышки поджигал ксеноновую лампу. Современные камеры напрямую с конденсатором вспышки уже не общаются. У них несколько управляющих контактов и электронное, то есть низковольтное управление вспышкой. Поэтому старые вспышки «выжгут» камере дорогие мозги. Даже при внешнем сходстве «горячего башмака». Он не зря так назван.
В первые годы своего использования (30-е и 50-е годы, если кто забыл) между контактами вспышки и камеры при неплотной посадке пролетали искры. Башмак сильно нагревался. Когда пришло время электронных вспышек, их конденсатор башмаком «бил» фотографа. Несколько вольт маленьких батареек преобразуются внутри вспышки как минимум в 300 вольт и заряжают конденсатор. От ёмкости конденсатора зависит мощность вспышки и «сила удара». Доставалось фотографу и от PC-контакта: иногда кабель от вспышки соскакивал с PC-разъёма фотокамеры и «гулял» по лицу.
В 80-х годах получило развитие беспроводное дистанционное управление вспышками. Начиналось всё с инфракрасных «ловушек». С развитием электроники усложнились и эти приборы. Теперь эти устройства сопоставимы по цене со вспышкой. Они управляют несколькими вспышками, поддерживают беспроводные стандарты связи и имеют кучу «наворотов», не ведомых даже их китайским производителям. (Почему неизвестных? Китайцы производят только то, чему их научили американские и японские разработчики. А кто откроет все свои секреты, тот китайским друзьям уже не нужен).
Зуммируемый рефлектор «вошёл в моду» на электронных вспышках в 90-х годах с победой «электроники». Хотя его механические предтечи неактивно использовались в 60-70-х, с появлением первых трансфокаторов и зум- объективов на фотокамерах.
Сегодня электронная вспышка – это мощный, надёжный и мобильный источник света, оснащённый «бортовым компьютером», незаменимый для работы в тандеме с фотокамерой. Такая же нужная вещь как штатив и фотограф. Но эволюция продолжается. Возможно, верх возьмут светодиодные осветители, которые только начинают входить в моду. А может всё вернётся к магниевым истокам, ведь ни один софт-бокс не даёт такого равномерного освещения. Поживём – увидим.
Информация взята из следующих источников:
Книги:
А.Волгин_«Фотография. Из практики любителя».1988 год;
«Справочник фотографа» (редакция - А.Меледин) 1989 год;
Трачун А._«Зеркальный фотоаппарат как система» 1986 год;
Микулин В.П. _Фоторецептурный справочник. 1958 год;
Томас Штапф_«Фотография» 1948 год;
Политехнический словарь (изд. Советская энциклопедия)1976 ( с изм. 1989).
Ссылки на книги:
Brian Coe & Paul Gates_"The Snap shot Photograph – Therise of Popular Photography, 1888-1939";
Michael Langford – "The Story of Photography";
Журнал «Советское фото» №2 1986 и № 7 за 1960 год;
Журнал Foto&Video №2 1998 статья «Вспышки, что есть что» Владимир Родионов.
Использованные материалы с сайтов:
http://www.photohistory.ru/1207257552193469.html – этапы развития отечественного фотоаппаратостроения;
http://www.photohistory.ru/1207248190243509.html – -рецепты магниевых смесей;
http://www.zenitcamera.com/qa/tip-magnesium.htm – -рецепты магниевых смесей;
http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотовспышка – самые общие сведения по истории фото-вспышек;
http://photo.tutsplus.com/articles/history/a-brief-history-of-photographic-flash/ – краткая история фотовспышек с иллюстрациями;
http://www.earlyphotography.co.uk/site/entry_M42.html – краткая история магниевых осветителей и магниевых вспышек с иллюстрациями;
http://mbarel.webring.com/m_flash.html – краткая история магниевых осветителей и магниевых вспышек с иллюстрациями;
http://www.ukcamera.com/classic_cameras/historyenglish.html – краткая история этапов развития фототехники;
http://www.photomemorabilia.co.uk/Ilford/Flash_History.html – толково иллюстрированная добротная история химических осветителей и флэшганов.
Текст и фото: Владимир Зверев, fototoka@mail.ru
Дата публикации: 2012.07.31
|