Фотографируем в путешествии
Отпуск — самая, пожалуй, долгожданная часть года. Как говорят, хороший отпуск занимает целый год — полгода о нем мечтают, полгода после него — вспоминают. А вспоминать особенно приятно, показывая друзьям альбом с фотографиями.
Осталось только эти фотографии сделать.
Что брать с собой?
Самая большая проблема возникает у фотографов тогда, когда приходит время паковать вещи и решать, что брать с собой в далекие или (не очень) края.
Для себя я разработала универсальный набор, который беру с собой в любое путешествие вне зависимости от того, куда и как я буду добираться. Вот он, мой набор:
1. Камера. Как же без нее.
2. Зарядное устройство.
Понятно, что камеру заряжать вам придется, и, скорее всего, делать это вы будете в отеле. Однако если вы собираетесь в Америку или в Англию, я рекомендую заранее озаботиться покупкой переходников для нужного разъема и напряжения в электрической сети. Возможно, в отеле вам такой переходник дадут, но иногда этого не случается, поэтому лучше обо всем позаботиться заранее.
3. Аккумулятор и запасной аккумулятор.
Иногда бывает так, что между экскурсиями или переездами с места на место нет времени нормально зарядить основной аккумулятор. А бывает, что день получается таким насыщенным в плане съемок, что одного аккумулятора просто не хватит. Кроме того, если аккумулятор выйдет из строя, это испортит настроение на весь отпуск. Последнее особенно актуально при съемке в холоде. На морозе емкость кончается может существенно уменьшиться, а спускаться с заснеженной горы или вылезать из ледяной пещеры, чтобы подзарядить аккумулятор, Вам точно не захочется.
4. Несколько карт памяти.
Если вы снимаете в RAW, то минимальный объем карты памяти должен быть 8 гигабайт, а лучше больше. Естественно, карточек должно быть несколько, чтобы, когда в самый ответственный момент место на карте закончится, вам не пришлось судорожно доставать ноутбук или цифровой фотоальбом и ждать, пока все перепишется, одновременно наблюдая за тем, как уходит свет или интересный сюжет.
5. Ноутбук, картридер и кабель.
Мне повезло, одна не езжу, и кто-то из друзей всегда берет свой ноутбук с собой. Туда я перекачиваю свои снимки с флэшек, когда они заполняются. Если вы обычно не берете с собой в путешествие ноутбук, то есть еще один, более компактный и менее дорогой вариант решения этой проблемы. Это цифровой фотоальбом — устройство, которое можно носить с собой всегда и везде и переписывать на него содержимое карты памяти сразу же, как только она заполнилась. Хороший цифровой фотоальбом обойдется вам примерно в 7-10 тысяч рублей.
6. Штатив.
Нужен большой удобный крепкий штатив. Лучше я не положу в чемодан туфли на танкетке или очередной костюм, но штатив должен быть. Морские закаты-рассветы, пещеры, горные туманы снять с рук крайне сложно. Правда, будьте готовы к тому, что в аэропорту вас могут спросить, что это такое большое металлическое у вас в чемодане. Впрочем, в аэропорту и, особенно, на таможне блюстителям порядка может не понравиться все что угодно, так что, это не повод оставлять дома такую чрезвычайно нужную вещь.
7. Объективы.
Пожалуй, это самая существенная проблема. С одной стороны, хочется взять все «стеклышки», с другой стороны, носить с собой все и сразу будет сложно, особенно тем, кто путешествует на самолете, а не на личном авто.
В любом случае, лучше не ограничиваться одним «стеклышком» с большим диапазоном фокусных расстояний. Как правило, снимают они хуже, а жертвовать качеством снимков из места, где, возможно, больше не доведется побывать, очень грустно.
Я всегда беру два объектива: широкоугольный для съемки пейзажей и архитектуры и «телевик» — для анималистики и репортажа. Телевик советую брать вне зависимости от страны назначения. Многие ошибочно полагают, что животных можно удачно фотографировать только в Австралии и в африканских заповедниках. На самом деле, это не так, например, анималисты смогут сделать потрясающие снимки в природных парках Чехии, Словакии, Австрии и других европейских стран. И условия съемки там бывают такие удачные, что ни с одним российским природным парком они не сравнятся. Упустить возможность было бы обидно.
А вот макрообъектив я бы рекомендовала брать только в экзотические страны, где мир насекомых существенно отличается от привычных европейских букашек. Хотя, если вы фанат макро, то это уже другая история.
Это все, конечно, общие рекомендации, для «обычного» отпуска. Если же Вы собираетесь именно в фототур, то выбор техники будет зависеть от самого тура.
8. Фильтры.
Всегда вожу с собой поляризационный, защитный, UV и градиентный фильтры.
Если планирую снимать ночные города, то беру еще и кросс-фильтр.
9. Удобный фоторюкзак.
Фоторюкзак должен быть прочный, непромокаемый, вместительный.
10. Защитный чехол на камеру.
То, что я называю «курточка на фотик». Защищает от холода, влаги, туманов, дождя, сырости пещер, горных туманов и т.д.
Когда снимать и что?
Тут, наверное, проще рассказать, что и когда снимать не стоит :)
1. Не смешивайте жанры.
Самое популярное фото, которое делают 99% отпускников, можно смело назвать «Я и пальма. Пальма справа». Пальму в некоторых случаях можно заменить на Эйфелеву башню, Карлов Мост, Статую свободы и т.д. Это типичная ошибка многих начинающих фотографов. Разумеется, хочется и достопримечательность запечатлеть, и любимого родственника. Стоит сделать и то, и другое, но отдельными кадрами. Египетские пирамиды хороши сами по себе, например, на заре в контровом свете оранжевого южного солнца. А ребенок будет лучше смотреться не в стойке «смирно» перед этими пирамидами, а, скажем, крупным планом, играющим с песком на пляже. Из этого можно сделать правило:
Не стоит смешивать жанры.
Портрет, репортаж и пейзаж пусть живут отдельно.
2. Снимайте вечером или утром.
Лучше всего приходить на место съемки в вечернее или утреннее время, когда свет мягче, туристов меньше, и никто не будет мешать. Фотографировать во время экскурсии крайне сложно. Надо и ракурс искать, и от группы не отставать, и стараться не пускать в кадр лишних туристов.
3. Ищите интересные точки съемки.
Не стоит снимать основные достопримечательности с избитых точек съемки. В своем городе у вас всегда есть возможность подождать особой погоды, света, облаков, которые превратят банальный вид во что-то особенное. На отдыхе времени дождаться может не хватить. Поэтому очень советую перед поездкой посмотреть на пункт назначения в интернете или в путеводителе и стараться не делать снимки «как у всех». Если же какой-то вид все равно очень нравится, или есть желание продать после поездки свои фотографии путеводителям, то тогда вполне можно сделать открытку.
Вот примеры нескольких типичных «путеводительных» открыток:
Очень интересной может быть съемка каких-то менее известных мест. Причудливые улицы, здания, сценки из жизни местного населения, просто природные пейзажи. То, что сложно найти в интернете, и что не успело набить оскомину даже у тех, кто в стране еще не был.
Репортаж и местное население:
Пожалуй, репортажные кадры могут стать самыми интересными из всей поездки.
Но! Обязательно надо учесть религию, традиции и законы страны. Кроме того, не стоит забывать и про уровень преступности. В некоторых странах вообще не стоит где-то доставать дорогую (и не очень) аппаратуру.
Интереснее всего смотрятся «живые» кадры: люди за работой, люди, не замечающие камеру, даже влюбленные парочки.
Если Вас «засекли», кадр, скорее всего, будет испорчен.
Хотя, иногда бывает и иначе. Свое фото «Подозрительная особа» считаю вполне интересным, благодаря интересному выражению лица питерской старушки.
Что делать с отснятым материалом?
Во-первых, никогда и ничего не надо удалять, кроме откровенного брака. Пусть хранится в архивах на тот случай, если со временем какой-то из кадров захочется по-иному обработать и напечатать.
Во-вторых, лучше всего начать с обработки открыточных кадров. Как правило, не получиться они не могут. Их можно быстро немного отредактировать (при необходимости) и отправить потенциальному покупателю (сайты турфирм, путеводители, стоки и т.д. — это уже зависит от привычек каждого автора).
Удачные кадры из путешествий достаточно легко продать, поэтому не пренебрегайте такой возможностью.
Потом уже можно спокойно разгребать архив, обрабатывать и печатать снимки. Самое удачное и интересное стоит отправить на тематические конкурсы или в журналы.
И еще советую никогда не расстраиваться, если по-настоящему удачных снимков оказалось не так уж и много. Фотографы, которые едут снимать ту или иную страну по заказу, едут работать. Они тратят практически все время в поисках кадров и ракурсов. За ними бегает верный ассистент, носит штативы и сменные объективы. Заказчик оплачивает и проживание, и питание.
А вы отправляетесь в отпуск. И удачные кадры в таком случае — это, все-таки, не самоцель, а приятный бонус наряду с сувенирами и впечатлениями.
Приятного вам отдыха и удачных кадров!
Текст и фото: Виктория Иванова, briard1@rambler.ru
Ноябрь 2011.
Дата публикации: 2011.11.29
|