28 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАРТ
2006
Ж
анровая фотография — понятие
сложное и неоднозначное, очень час
то вызывает недоразумение со сто
роны как зрителей, так и самих фотографов.
Возможно, проблема заключается не в самом
понятии, а в термине, который зачастую при
водит к путанице. Чтобы отличить жанр как
искусствоведческое понятие (пейзаж, натюр
морт, портрет) от «жанра» — изображения со
стояний и действий людей, — термин в даль
нейшем будем брать в кавычки.
Очевидно, что истоки понятия восходят к
живописи. Поэтому специфика «жанра» в фо
тографии во многом с ней схожа. Так, в живо
писи под «жанром» подразумевается изобра
жение сцен из повседневной жизни. К приме
ру, на полотнах фламандских живописцев ХVII
века шумели веселые семейные праздники,
кружились в танце крестьяне, бушевали пья
ные драки в тавернах. Эти яркие многолюд
ные сцены были полны кипучей энергии. Под
понятием «жанра» в фотографии также подра
зумевается изображение состояния и дей
ствия людей. Но, обогащаясь традициями изо
бразительных искусств, она вместе с тем
ищет свои, особые пути.
Темой «жанровых» снимков преимущест
венно служит социальная и бытовая среда,
а изобразительный материал — люди. И так
как среда оказывается главным предметом
изображения, а зафиксированные люди ее
только объясняют и освещают, то можно ска
зать, что главный жанровый принцип «жан
ра» — быть «зеркалом мира». Наличие сюже
та, то есть фиксация фотографом некого про
цесса или свершающегося действия, — это
необходимое условие «жанрового» снимка.
В этом «жанр» очень схож с кино, но, в отли
чие от кинематографа, «жанр» выражает толь
ко одну стадию процесса. Жанровый снимок
иногда имеет признаки портрета, так как в
обоих случаях общий изобразительный мате
риал — люди. Однако здесь есть принципи
альное различие: в портрете главный источник
выразительных элементов — изображаемый
человек, а в «жанре» — процесс, в котором он
задействован. Если «жанр» — это «зеркало
мира», то портрет — «зеркало души».
Ж
а
н
р
о
ва
я
ф
о
то
гр
а
ф
и
я
УНИВЕРСИТЕТ
Жанр
Действительность предлагает нам огромное обилие сюжетов, и надо
уметь выбрать главное, надо всегда стремиться, чтобы в видоискатель
попало то, что наиболее ярко выражает какое то явление действитель
ности… Мы наблюдаем и помогаем другим увидеть и познать в самых
обычных фактах мир, который нас окружает.
Анри КАРТЬЕ БРЕССОН
034_037_JANR2.qxd 14.02.2006 21:52 Page 28
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 38 (Март 2006) | Страница 28 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |