30 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАРТ
2006
наково хорошо в том случае, если они живут
внутренне полной жизнью.
Композиция
Если уж кадр является рассказом, то он име
ет сюжет. Чтобы сюжет возник и был прочи
тан зрителем, объекты съемки должны нахо
диться в определенных взаимоотношениях
между собой. Это взаимоотношение — компо
зиция. Применительно к жанровой фотогра
фии можно говорить о двух типах компози
ции: изобразительной и действенной (от сло
ва «действие»).
Изобразительная (пластическая) компози
ция — перекличка линий, тональных и красоч
ных пятен. К примеру, экспрессия фотографии
слева достигается не только тем, что фото
граф запечатлел яркий момент движения, но
и цветовым решением кадра: ярко синий цвет
венков в руках девушек перекликается с голу
бизной неба, белизна одежды — с облаками,
а красный цвет обуви и узоров на костюмах
находит отголосок в башне на заднем плане.
Действенная композиция — связи между
предметами выражаются через некое дей
ствие, жест или взаимодействие, движение.
Здесь, кстати, не требуется живописной отточе
ности. К примеру, классик жанровой фотогра
фии Картье Брессон редко пользовался устано
вившимися правилами композиции. Ему важнее
донести в снимках непосредственность пойман
ного мгновения, нежели произвести «картин
ный» эффект. О том же говорит и С. Фридлянд:
«Фотохудожник уже не избегает, как смертного
греха, случайного жеста или случайных дета
лей. С творчески осмысленной позиции он под
стерегает их, выжидает тот неповторимый мо
мент, когда их можно и нужно включить в
кадр… Композиция, теряя традиционную глад
кость, счастливо приобретает взамен динамиче
скую «взъерошенность», приближающую зри
теля к полноте ощущения подлинности пока
занного ему момента жизни».
Задачи фотографа жанриста
Случайность… Довольно часто именно слу
чайности бывают обязаны авторы редких
снимков, неожиданно полученных в удачно
сложившихся условиях. Очевидно, однако,
что в арсенал фотографа жанриста входит
способность сознательно или интуитивно
предвидеть вероятность ситуаций, интерес
ных для съемки, и умение запечатлеть эти
уникальные мгновения жизни. Одним сло
вом, нужно подчинить себе случайность.
А для этого необходимы следующие навыки
и профессиональные качества:
— знание техники и технологии съемки:
— умение вовремя нажать кнопку спуска;
— наблюдательность;
— композиционное видение;
— незаметность.
Если человек, которого снимают, замечает
на себе «взгляд объектива», то моментально
теряет естественность и принимает другую
позу и выражение лица — делается таким,
каким хочет выглядеть. Есть 3 способа сде
лать камеру незаметной:
— воспользоваться телеобъективом;
— снимать внезапно;
— фотографировать тогда, когда человек
привыкнет к камере и перестанет обращать
на нее внимание.
Поднимая фотоаппарат к глазу, фотограф интуитивно
сосредоточивает на одной линии — глаз, мысль и сердце. Именно
эта доля секунды является для фотографа единственным моментом
созидания. Это концентрация опыта, жизненного стиля, образа
мышления, культуры, эмоциональности, воображения, случайности
и я не знаю еще чего.
Анри КАРТЬЕ БРЕССОН
УНИВЕРСИТЕТ
Жанр
034_037_JANR2.qxd 14.02.2006 21:52 Page 36
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 38 (Март 2006) | Страница 30 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |