2006
МАРТ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
31
Художественность
и документальность
Фотография имеет дело с настоящим, однако
по прошествии времени она становится до
стоянием истории, так как заключает в себе
важнейшие документальные сведения. Если
жанровая фотография отражает некое важ
ное историческое событие и при этом не ли
шена выразительности, то это тот удачный и
редкий момент, когда художественное и доку
ментальное начала прекрасно дополняют друг
друга. Такие работы всегда проходят провер
ку времени.
Что же определяет художественность, а что
документальность в фотографии. Стигнеев вы
деляет следующие критерии и характеристики:
Как бы ни был красив документальный сни
мок, он не будет представлять никакой исто
рической ценности в отрыве от временного и
пространственного контекста. Зритель должен
хорошо представлять, где и когда произошло
то, что он видит на фотографии, иначе инфор
мация, которой «насыщено» изображение, не
будет прочитана целостно. В таком случае
фотография оценивается зрителем чисто эс
тетически, а важная документальная состав
ляющая ускользает. Поэтому для многих жан
ровых снимков необходим комментарий — ко
гда, где и при каких условиях был сделан сни
мок. К примеру, работа военного фотографа
Бориса Смирнова «Набережная Невы». С ху
дожественной точки зрения фотография безу
пречна: отточенная композиция, гармоничное
тональное решение — все это радует глаз.
Однако снимок приобретает дополнительное
значение, когда становится известна его
история. Эта работа была сделана в период
блокады Ленинграда на набережной Невы в
пик голода и страшнейших морозов. Непро
иницаемое снежное поле, накренившийся, по
лузатонувший крейсер на заднем плане и ма
ленькая фигура спешащего человека в пра
вом нижнем углу — это аллегория войны, ко
торая стремится уничтожить всех и каждого.
Микеланжело как то спросили: как вы доби
ваетесь такой экспрессии в своих скульптурах.
«Это очень просто! — ответил скульптор. —
Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все
лишнее!» Подобную работ у проделывает и фо
тограф. Работая над темой, он компонует сни
мок, отсекает рамкой кадра все лишнее и ос
тавляет в поле зрения объектива лишь то, что
необходимо для раскрытия замысла. Вырывая
камерой какой то сюжет из жизни, он тем са
мым заставляет его по новому звучать. Только
снимки, в которых сюжет передает типическое,
иногда в сочетании с неповторимыми чертами
индивидуального, снимки, в которых образно
рассказывается о явлении, могут быть названы
жанровыми фотографиями.
Анна ЛЕМЕШ
Жанр
УНИВЕРСИТЕТ
ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
ЧТО снято
КАК снято
факт, действительность,
реальность, фиксация жиз
ни, регистрация текущих
событий
образ, вымысел, художест
венно информированный
факт, выразительность
сырой материал,
бесформенность
оформленность, организо
ванная реальность
«жизнь, как она есть»
«жизнь, как она
кажется»
принцип «жанра» — быть зеркалом мира
тема — социальная и бытовая среда
изобразительный материал — люди
034_037_JANR2.qxd 14.02.2006 21:52 Page 37
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 38 (Март 2006) | Страница 31 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |