Б
ез экспозиции никаких
снимков вообще бы не
было. От этого простого,
но жизненно важного сочетания
диафрагмы и выдержки зависит
само их существование, не гово
ря уже о том, что экспозиция
сильно влияет на общее впечат
ление от снимка.
Но тогда почему большинство
из нас предпочитает снимать в
автоматическом режиме. Конеч
но, проще и быстрее поручить
камере самой установить нуж
ную экспозицию. Но если вы
безоглядно доверитесь автома
тике, то можете сильно проиг
рать в творческом плане. Управ
ление экспозицией вовсе не яв
ляется прерогативой владельцев
цифровых зеркалок. На самом
деле все камеры, как большие,
так и маленькие, позволяют фо
тографу в определенной степени
управлять экспозицией — просто
надо знать, как это делается.
Читайте дальше, и вы найдете
для себя немало полезного —
независимо от того, пользуетесь
ли вы простыми сюжетными ре
жимами и такими функциями,
как автовилка экспозиции и экс
покоррекция, или же ваша каме
ра оснащена полным набором
ручных режимов. Наши подсказ
ки позволят вам максимально
раскрыть возможности вашей
камеры..
Основы
Если вы привыкли работать в автомати
ческом режиме, то вначале при ручной
установке экспозиции у вас могут возник
нуть затруднения. Главное — помнить,
что экспозиция зависит от сочетания ко
личества света, проходящего через объ
ектив, и длительности промежутка вре
мени, в течение которого сенсор камеры
подвергался воздействию этого света.
Этими двумя факторами управляют вы
держка и диафрагма, а вместе они пред
ставляют собой значение экспозиции
(Exposure Value, или EV).
Как все это реализовано. Объективы
всех цифровых камер оснащены диаф
рагмой, которая открывается для того,
чтобы пропустить свет в камеру. Диаф
рагма (или апертура) — это, собствен
но, размер этого отверстия, она измеря
ется в так называемых диафрагменных
числах (или F числах). Эти числа обрат
но пропорциональны величине отвер
стия диафрагмы. Чем меньше F число,
тем больше отверстие диафраг
мы. Выдержка затвора — это
время, в течение которого сен
сор камер подвергается воздей
ствию света. Выдержка измеря
ется в секундах: чем
больше выдержка, тем
больше света попадает
на матрицу камеры
при неизменной диаф
рагме.
Проблемы с экспозицией. Ознакомьтесь с 20 лучшими
«экспозиционными» советами
О
пти
м
а
л
ьн
а
я
экспо
зи
ц
и
я
44 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАРТ
2006
1
2
Автоматическая
эксповилка для
сложного
освещения
Экспозиционная вилка выручит вас при необыч
ном или сложном освещении. Цифровые каме
ры, оснащенные функцией Exposure Bracketing
(Автоматическая эксповилка), могут быстро от
снять несколько кадров с разной экспозицией.
Обычно при этом выполняется серия из трех или
пяти снимков. Автоматическая эксповилка дает
возможность сделать снимок с выбранной каме
рой экспозицией плюс несколько недодержан
ных и передержанных снимков. Таким образом,
фотограф впоследствии может выбрать тот
кадр, который будет смотреться лучше всего.
3
В движении
Чтобы лучше передать движение, творчес
кие фотографы используют длительные
выдержки. Этот прием особенно эффекти
вен при съемке движущихся потоков во
ды, ночного неба и ярких источников осве
щения. При этом фотограф выбирает чуть
более длительную, чем обычно, выдержку,
что позволяет получить размытое изобра
жение движущегося объекта.
Такие выдержки делятся на три катего
рии: короткие, средние и длинные. Корот
кие выдержки не превышают одной секун
ды, например, это может быть выдержка,
равная 1/3 секунды. С такой выдержкой
можно получить эффект легкого «размы
тия», передающий ощущение скорости.
Длинные выдержки могут длиться столь
ко, сколько позволяет затвор камеры.
046-49_top20(3).qxd 10.02.2006 16:55 Page 44
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 38 (Март 2006) | Страница 44 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |