ПОРТФОЛИО
Г
оворя о правде или неправде репортер
ской фотографии, мне кажется важным
говорить и о влиянии, которое фотограф
оказывает на снимаемый сюжет самим фактом
своего наличия в точке съемки. Та же пробле
ма, что и проблема артефакта в эксперимен
тальной физике, — влияние измерительного
прибора на измеряемый процесс. В «Черном
обелиске» безумная девочка спрашивала: «Ку
да девается трава, когда мы на нее не смот
рим.» В 2002 году на «World Press Photo» побе
дила магнумовская история о том, как «наши»
афганцы расстреливают талиба. Вот он, талиб,
подходит к чек пойнту, вот у него просят доку
менты, вот его обыскивают etc. Последний
кадр — мертвый талиб в луже крови. Сильная
история, жюри справедливо отметило фотогра
фа. Но... Всем в жюри было очевидно, что рас
стреливали для фотографа. Причем не потому,
что он просил, а потому, что он там был. Фото
граф почти всегда служит катализатором про
цесса. Соответственно, мы никогда не можем
быть уверены в том, что же мы видим на сним
ке — жизнь или реакцию жизни на фотографа.
И еще. Фотография — это такая игра: поймай
жизнь в прямоугольник с соотношением сторон
два к трем. Все, что находится с внешней сторо
ны рамки, — отсекается, и уже это задает не
кую долю условности, а зачастую откровенную
ложь. Так, недавно я увидел некадрированный
оригинал знаменитой фотографии Ника Ута
«Девочка под напалмом» (1972 год) — она за
воевала Пулитцеровскую премию и приз World
Press Photo, став символом ужасов войны. На
нем справа стоит американский солдат, абсо
лютно спокойно смотрящий в камеру. Его нали
чие лишает картинку апокалипсичности, делает
кадр абсолютно понятным технологически.
Свежий пример: помните, наверное, картин
ки с ликующими иракцами, сбрасывающими с
постамента статую Саддама. Множество рук,
множество счастливых лиц. Ощущение массо
вого народного гуляния. Дней через 10 в Сети
кто то опубликовал тот же сюжет, снятый свер
ху, из окна многоэтажной гостиницы: гигант
ская пустая площадь, в левом нижнем углу два
десятка человек копошатся у памятника.
В общем, тяжелая у нас работа, смысл кото
рой далеко не очевиден.
Свидетель. Соучастник
Многие мировые новости последних лет мы видели
глазами Сергея Максимишина, неизменного призера
самых престижных фотоконкурсов
68 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАРТ
2006
Ирак, Багдад. Продавец золотых рыбок. Сентябрь 2002 г.
068_075_Portfolio2.qxd 10.02.2006 16:01 Page 68
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 38 (Март 2006) | Страница 68 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |