УНИВЕРСИТЕТ
З
а многовековую историю изобразитель
ных искусств было создано немало худо
жественных работ с изображением жи
вотных и растений. Возникло даже определе
ние «анималистический жанр» (от лат. animal
— животное) — изображение животных в жи
вописи, скульптуре и графике, которое соче
тает в себе естественно научные и художест
венные начала. Животных изображали на ска
лах, пирамидах, парадных портретах, священ
ных книгах, одежде, посуде. В основном образ
животного был связан либо с какими то сак
ральными, магическими действиями (изобра
жения на скалах, стенах гробниц), либо мог
быть мифологического характера (греческие
статуи — полулюди полузвери), либо декора
тивно прикладного (рисунки на кухонной утва
ри или в виде узоров на одежде), время от
времени изображались как дополнение к па
радному портрету хозяина. Встречаются кар
тины, на которых запечатлены сценки охоты,
зарисовки скотного двора, а также «персо
нальные» портреты любимых питомцев по за
казу состоятельного вельможи. В общем, каж
дая эпоха привносила свои особенности
в жанр анималистки, но ни одна из них не пы
талась раскрыть его сполна. Изобретение же
фотографии повлекло за собой сильнейшие
изменения в этой области, и со временем она
открыла мир животных во всей полноте.
Поначалу фотографировать животных было
практически невозможно, так как длительные
выдержки первых фотоаппаратов требовали
полной статичности как минимум минут на 15.
Если человека еще можно было заставить
просидеть все это время без движения (при
этом, как правило, его голова фиксировалась
специальными щипцами), то с животными все
было гораздо сложнее, так как они уж очень
динамичны. Поэтому с тех времен дошло со
всем небольшое количество дагерротипов
и амбротипов, на которых изображены до
машние любимцы.
Серьезным поворотом в фотографии (и, в
частности, в жанре анималистики) стали 70 е
годы XIX века, так как в это время ученым
удалось улучшить светочувствительность ма
териалов. В 1874 году появился фотоаппарат
32 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
АВГУСТ
2006
Истоки фотографических жанров, живописующих живую природу,
как и во многих других случаях, надо искать в живописи и в меньшей степени
в скульптуре
Н Е И ЗВ ЕС ТН ЫЙ А ВТ ОР. Д А ГЕ РР ОТИ П С И З ОБ РАЖ Е НИ Е М С ОБ АК И .
1 8 5 2 –1 8 5 3 г.
Э Д В АРД М А ЙБ РИ Д Ж (1 8 3 0 –1 9 0 4) . ЛО ША Д Ь В Д ВИ Ж Е Н И И
( АЛ Ь БУ МИ Н О ВЫЙ О ТП ЕЧ АТОК ). 1 8 78 г .
У И ЛЬ ЯМ Д Ж ЕК С ОН (1 8 4 3– 1 9 4 2) . Б ЕЗ Н АЗ В АН И Я
Н ЕИ З ВЕ С ТН ЫЙ АВ ТОР . АЛ Ь БУ МИ Н О ВЫЙ ОТ П ЕЧ АТОК . 18 6 5 г .
Н ЕИ З В ЕС ТН ЫЙ А ВТО Р. С АМ А Я Г Л АВ Н АЯ П РО МЫ ШЛ ЕН Н О СТ Ь
А ВС ТРА Л И И. 1 9 2 0 г .
Р . Э МЕ РС О Н . М А РТО ВС К АЯ П АС ТО РАЛ Ь . 1 8 8 6 г.
Н Е И ЗВ ЕС ТН ЫЙ А ВТ ОР. А М БР ОТИ П И Я С И ЗО БРА Ж ЕН И ЕМ С ОБ АЧ КИ .
1 8 5 8 г.
Это стереоскопические изображения,
которые при просмотре через специальный
прибор (стереоскоп) давали ощущение
объема и глубины.
Ж
и
в
а
я
п
р
и
р
о
д
а
#032-035_universitet(C)(P).qxd 12.07.2006 13:12 Page 32
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 43 (Август 2006) | Страница 32 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |