Е
лена Петровская — современный фило
соф культуролог, автор двух фундамен
тальных трудов по теории фотографии:
«Непроявленное. Очерки по философии фото
графии» и «Антифотография». Эти работы
способен осилить не каждый — уж очень не
простым языком она повествует о проблемах
восприятия фотоискусства. Возможно, даже
более сложным, чем ее предшественники и
«вдохновители»: Барт, Зонтаг, Беньямин и
Кракауэр. Но усилия читателя не пройдут да
ром, так как те вопросы, которые она подни
мает, помогают увидеть фотографию с совер
шенно нового ракурса.
Один из самых любопытных и значимых те
зисов автора — «проявлять фотографию». Но
Петровская использует это понятие не в при
вычном для всех «техническом» смысле —
для нее это основополагающая метафора, ко
торую в свое время отметил и Ролан Барт:
«Словарь фотографии коварен — в нем фигу
рирует выражение «проявлять фото».
Под проявкой фотографии Петровская по
дразумевает то, каким образом со временем
фотография начинает обретать историческую
и культ урную ценность. Прежде всего, это ка
сается фотографий, которые пережили свое
время и своих современников. Фотография
с течением времени становится своего рода
«художественным документом». Со снимками
из «бабушкиных» альбомов это теперь и про
исходит. Фотографии такого рода постепенно
теряют изначальную функцию сохранения па
мятных моментов, так как поколение изобра
женных на них лиц уходит из жизни, унося с
собой и эмоции, связанные с ними. На фоне
этого процесса, и даже как его следствие, на
чинают обретать значимость другие элементы
снимка, они становятся объектом изучения:
предметы интерьера, одежда на людях, их по
зы и жесты и, что немаловажно, подпись на
обратной стороне. То есть то, «что было и ка
залось индивидуальным опытом, возвращает
ся как коллективные воспоминания. А изобра
женные вещи начинают обретать символичес
кую ценность». Каждый из этих элементов
становится знаком, за которым скрывается
характеристика породившего его времени,
это его следы, по которым можно определить
такие культурные характеристики времени,
как гендерные роли (роль женщины и мужчи
ны в обществе), значение сословности, мода
и т. д.
Фотография начала прошлого века — это
антропологический документ, несущий в себе
массу информации, причем независимо от
планов и желания фотографа и модели. Порт
ретная фотография, например, по природе
своей основывается на позе. «Люди… являют
ся как будто продолжением идеологических
знаков. Их позы самым непосредственным об
разом передают положение человека в обще
стве, равно как и манера одеваться, демонст
рируемые привычки и т. д.». Поэтому старое
фото — это изображение, на котором со всей
наглядностью отражаются культурные тради
ции и даже мировоззрение людей, характер
ное для их времени. Сегодня такие фотогра
фии позволяют увидеть то, что прежде в них
оставалось незамеченным. В снимках пред
метный мир постепенно становится лишь ма
териалом, из которого можно извлечь особый
смысл. К примеру, в XIX веке визуальное
представление людей было очень иерархично,
поэтому задачей фотографа было правильно
поставить человека, чтобы на изображении
прочитывалось его сословное происхождение.
Сословное общество обладало определен
ным, четко дифференцированным сословным
кодом, т. е. этикетом. Этот код явно прочиты
вается на фотографиях того времени. Фото
служило своего рода формой социального
контроля, функционировало как система рас
познавания «свой чужой». Поза портретируе
мого имела, в частности, особое значение —
человек с высоким социальным статусом дол
жен был владеть своим телом, уметь правиль
но расположить его в пространстве. Понятно,
что простым людям этот условный код тела
был недоступен, поэтому статус изображае
мого человека четко прочитывается на фото.
Со временем эти условности утратили свою
актуальность, но они закрепились в форме
клише, которое фотографы в свое время ак
тивно использовали. В каждом временном пе
риоде можно выделить клише (клише — это
соединение времени и места). Фотография,
как правило, наиболее красноречиво выража
ет принятые в обществе стереотипы. Разобла
чение таких клише и есть в буквальном смыс
ле разоблачение покровов, или иначе прояв
ление доселе невидимых знаков. Это культур
ные знаки, по которым можно восстановить
В
рем
я проявляет
ф
отограф
ию
ТЕОРИЯ
Какие ногти носили
в ту эпоху. Об этом
фотография может
сказать мне куда лучше
любой портретной
живописи, она
поставляет мне
коллекцию частичных
объектов.
Ролан Барт
Фотография выражает поколение,
поколение проявляет фотографию…
Елена Петровская
46 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
АВГУСТ
2006
046-47.qxd 11.07.2006 23:26 Page 46
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 43 (Август 2006) | Страница 46 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |