время. Как пишет Петровская, «момент про
читываемости открывает доступ к истории».
Отголоски этих клише дошли и до наших
дней, в особенности при групповой или сту
дийной портретной съемке (разворот три чет
верти, поза ног, рук…). Каждое десятилетие
привносит новые формы клише, которые тоже
являются культурным знаком, привязкой в оп
ределенной системе координат. Например,
изобретение телефона сразу же отразилось
в многочисленных фотографиях — возник по
пулярный образ девушки (мужчины) с телефо
ном, в 20–30 е гг. массовое производство
и распространение автомобилей породило мо
ду на фотографии людей в машине или возле
машины. Мода на курение среди женщин так
же заняла почетное место в фотографии, по
родив бессчетно повторенный образ девушки
с папиросой. Эти клише настолько устоялись
в обществе, что и сегодня бессознательно
воспроизводятся.
Картина, открывающаяся камере, по природе
своей иная, чем та, которая открывается глазу.
Камера видит гораздо больше, в этом она со
вершеннее человека. Поэтому культурное и ис
торическое пространство, которое она запечат
лела во всей полноте, не раскрывается перед
зрителем сразу. «Для того чтобы нечто было
увидено, оно должно быть сначала узнано. Уз
навание и есть та точка, где встречаются взгляд
и чувство и где изображение впервые проявля
ется. Чтобы «возникло изображение», необхо
димы определенные условия восприятия».
Одно из основных условий, при котором фо
тография проявится и откроет зрителю допол
нительное значение, — это отсутствие с его
стороны личностных эмоций по отношению к
изображенному месту, человеку или предмету.
Пока человек видит на фотографии близкие
ему лица, он не сможет увидеть ничего иного,
так как его личная привязанность к изобража
емым слишком сильна. Когда же исчезает
эмоция, то и взгляд на фотографию становит
ся иным, что влечет за собой открытие новых
знаков. Фотография, которая долгое время
хранила кому то память о близком человеке,
только сохраняла его индивидуальный образ.
Спустя десятилетия этот снимок начинает де
монстрировать культурные знаки прошлого
(те же клише, о которых шла речь выше).
«Уходя, фотография открывает измерение
реальности, о котором ей и не мечталось: она
отсылает к неочевидному, ее документальность
опирается на вымысел. Фотографии почти уже
и нет: остается призрачное изображение, чье
угодно, какое угодно, и оно может рассказать
мне больше, чем то, которое было — казалось
— непререкаемо «моим». Это так, поскольку в
нем соучаствуют другие, поскольку в поле зре
ния оно попадает только и исключительно бла
годаря последним. Иначе — без других — фото
остается непроявленным, его вообще нельзя
увидеть».
Анна ЛЕМЕШ
Время проявляет фотографию
ТЕОРИЯ
2006
АВГУСТ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
47
Эти 2 фотографии, снятые приблизительно в одно время (начало
ХХ века), отлично демонстрируют то, каким образом фотографи
ческие клише помогали выразить принадлежность к высшему сосло
вию. Так, определенное строгое расположение членов семьи на фото
графии справа говорит об их высоком положении в обществе. Простота
поз, незатейливая одежда и предметы в руках детей на снимке слева
указывают на крестьянское происхождение фотографируемой семьи.
046-47.qxd 11.07.2006 23:27 Page 47
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 43 (Август 2006) | Страница 47 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |