2006
СЕНТЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
21
ние, просто они не всегда вписывались в ре
шение поставленной перед фотографом за
дачи. Но как же сейчас нам важны те кадры,
где объект оставлен «как он был». Эти ку
сочки — отдельные фотографии, как эле
менты в мозаичной картине, собирают мир,
которого уже нет, но который запечатлен в
них. Или там все таки другой мир, который
начал существовать только в результате на
жатия на кнопочку.
И сейчас уже не страшно, что детали этой
фотографической мозаики грубы, что они не
подходят друг другу. Тот призрачный мир,
который возникает из фрагментов реальной
жизни, почему то нам очень важен... Я ду
маю, что же важнее из двух ипостасей фо
тографии: показать то, что было, или рас
сказать, как оно могло бы быть. Это «могло
бы быть» в полной мере заявляет о себе в
постановочных работах, где, пытаясь себя
реализовать, фотографы выстраивают этот
еще не родившийся мир перед фотокамерой
в полном соответствии с внутренним его по
ниманием. Там они свободны в выборе
именно того, из чего сложится образ. Но,
снимая реальную картинку, тот же репор
таж, фотограф не менее свободен в выборе
этой картинки из уже существующих в ре
альном пространстве. Хотя принцип тут сов
сем другой, но задача одна: найти то мгно
вение, в которое мир внешний придет в мак
симальное равновесие с твоим внутренним
миром. Думаю, что фотография потому и
имеет такое сильное влияние, что, рассмат
ривая работу, выполненную по законам «бы
ло», мы все равно ищем «могло бы быть».
А разглядывая «могло бы быть», все равно
не отделяем до конца для себя вероятность
того, что это все таки «было»… А еще важ
нее, что это «стало» — чем стало и на отпе
чатке. Лист бумаги становится пристанищем
несуществующего в нашем обычном мире.
Вглядываясь в элементы этого изображения,
мы для себя, опираясь на отдельные эле
менты изображения, считывая определен
ные знаки, подчиняясь ритму, заложенному
в образном ряде изображения, выстраиваем
уже собственное восприятие этого мира.
И тут важно, сумеет ли изображенный мир
прийти в соответствие с нашим зритель
ским, внутренним миром. От соответствия
заложенного в изображении нами самими
мы получаем способность видеть, как части
дополняют друг друга, взаимопроникают
и образуют ту самую «как бы реальность».
И в этот момент «как бы реальность» стано
вится подлинной реальностью. Человек,
сфотографированный в образе кого либо,
становится тем, кем изображен. Отсюда и
фотомодели невероятной красоты, и пейза
жи, где нет следа разрушительной деятель
ности человека, и растрепанные девушки,
порочные и невинные, на фоне развалин…
Человек, изображенный на фотографии в
образе героя, становится героем хотя бы на
мгновение выдержки.
Я думаю, помещая в кадр что бы то ни
было: от натюрмортов до авангарда, чело
век снимает себя самого, отражается в от
дельных работах, как в зеркалах. Может
быть, не целиком, но отчасти — обязатель
но. И, мне кажется, это — попытка организо
вать мир, где мы выглядим так, как хотели
бы выглядеть, такой, каким хотели бы его
видеть или не хотели, но который мы пони
маем. Своеобразная иллюзия созидания ми
ра, в котором нет места случайности, сози
дания, подчиняющегося законам красоты.
«Так могло быть» — и ретушируются мор
щины, и мы больше не страдаем от прибли
жающейся старости. Удаляются из картинки
к учи мусора и висящие провода, усиливают
ся краски — и мир улучшается. Но, к сожа
лению, не реальный мир, а мир — выдуман
ный. Человек пытается зацепиться за этот
мир, остаться в нем, преодолеть страх небы
тия и преодолеть само небытие через созда
ние нового. В любом случае, язык изображе
ния исключительно важен как для фотогра
фа, так и для зрителя. В идеале, они долж
ны понимать этот язык образов, уметь ви
деть «слова» этого языка.
Но другая ипостась фотографии — «так
было» — напоминает о себе. Эта грань фо
тографии не менее прекрасна, потому что
именно она позволяет фотографии прорасти
в наш реальный мир из иллюзорного. Это те
корни, которые не дают фотографии стать
всего только еще одним способом реализа
ции внутреннего мира художника, еще од
ной, механической, «кисточкой», еще одним
способом рисования. «Так было» проверяет,
насколько в реальном мире могут существо
вать объекты внутреннего мира фотографа
и зрителя. И как эти объекты могут созда
ваться: через взгляд, ракурс, выбор того са
мого главного момента, когда жизнь фикси
руется в фотографии... На фотографии мы
бессмертны, но только в ту долю секунды,
которая запечатлена на снимке: «Это мы
у моря в … году»… «А здесь Лидочке пять
лет»… Так на бытовом уровне мы стараемся
решить один из самых трудных вопросов —
о бессмертии. Это бессмертие действитель
но существует там, в новом мире, создан
ном из существующего в момент нажатия на
кнопк у фотоаппарата. А зритель, вновь и
вновь разглядывающий картинку, закрепля
ет это бессмертие собой, своим восприяти
ем. Барт говорит о смерти реального мира
в фотографии… Я бы назвала фотогра
фию — способом рождения. Местом, где по
являются миры.
А дальше, если повезет, фотография по
вернется новой гранью: «так есть».
«Так есть» — это когда снятая реальность
превращается в образ, в слово, в знак и ста
новится фотографией, узнаваемой и запоми
наемой. Это может случиться с любой фото
графией любого жанра, где удачно сольются
история и образ, язык и музыка. Когда фо
тография из очередного кадра превратится в
завершенный объект, станет образом и сло
вом и начнет жить своей жизнью, отдельной
от создавшего ее фотографа. В этом обман
чивая легкость фотографии…
«Так было», «так могло быть» и «так
есть» — это грани одного явления: фотогра
фии. Фотограф пытается изобразить мир
или отразить его, а чаще — создать под оп
ределенную задачу. Это разные задачи, но
фотография — тот способ, где система
уравнений со многими неизвестными может
быть решена.
Область приложения фотографии как спо
соба фиксирования реальности — громадна.
«Я бы назвала фотографию — способом
рождения. Местом, где появляются миры»
Другой мир
КОЛОННЫЙ ЗАЛ
#kolonniy_zal(C)(P).qxd 15.08.2006 17:18 Page 21
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 44 (Сентябрь 2006) | Страница 21 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |