32 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ОКТЯБРЬ
2006
УНИВЕРСИТЕТ
М
ожно сколько угодно размышлять
о том, какие перевороты совершило
изобретение Дагерра. То, что появ
ление фотографии открыло миру новые го
ризонты, — очевидно. Но сейчас давайте
остановимся не на метафизических или фи
лософских, а на самых что ни на есть бук
вальных, географических, горизонтах. Речь
пойдет о том, насколько фотокамера преоб
разила жизнь путешественников.
Попробуем представить себя на месте че
ловека лет 200 тому назад, когда не было ни
телевизоров, ни журналов с яркими фото
графиями. Каким образом он воображал се
бе мир за пределами своей страны. Объем
доступной информации был достаточно
ограниченным. Если ближайшие города и
страны при большом желании можно было
увидеть своими глазами, то земли дальние,
заморские, посещали буквально единицы.
В основном это были государственные дея
тели, моряки да отчаянные путешественни
ки. Их рассказы и просвещали менее легких
на подъем современников.
Но с того момента, когда фотография по
кинула стены ателье и пошла гулять по све
ту, границы тесного локального мирка стали
прозрачны — яркие рассказы путешествен
ников подкреплялись не менее красочными
иллюстрациями. В то время исследователь
или первопроходец норовил обзавестись
фотоаппаратом, а фотограф пробовал пре
образиться в первопроходца. Так, в 1855 го
ду признанные мастера студийной фотогра
фии братья Биссоны предприняли несколь
ко восхождений на Монблан, в ходе которых
сделали множество замечательных фотог
рафий.
В 1852 г. живший на острове Джерси Вик
тор Гюго хотел опубликовать альбом о бри
танских Нормандских островах, проиллюст
рировав его фотографиями, которые снима
ли сыновья писателя и его ученик Огюст Ва
кери. «Налицо фотографическая революция,
и мы хотим принять в ней участие», — писал
Гюго по этому случаю своему издателю Эт
селю. Писатель уже тогда чувствовал, что
фотография признана заменить трудоемкую
и не всегда точную литографию.
С появлением фотоотпечатков на бумаге
появилась возможность размножения фото
изображений, и интерес к фотографии сре
ди издателей и газетчиков вскоре перерос
в деловое стремление воспользоваться нов
шеством по настоящему. В книгах и перио
дических изданиях фотоснимков станови
лось все больше, особенно с 1950 х гг.,
вслед за широким распространением пол
ноцветной печати. Стремительное развитие
С фотоаппаратом вокруг света
Так, значит, вы снова собрались в Италию. Наконец то! Если вам при случае
попадутся фотографии известных древностей или картин, то покупайте
и увозите все, на что только сумеете наткнуться: произведения искусства или
пейзажи, людей или зверей.
Из письма живописца Милле неизвестному фотографу. 1865 г.
Рибуче Лама — лама в крупнейшем буд
дистском монастыре в стране Шерпов. Эту
фотографию я сделал украдкой, чем рассердил
ламу. Чтобы уладить конфликт, я воспользовался
преимуществами цифры и показал главному буд
дисту результат на экране монитора. Портрет
ему понравился, за что автор был благословлен,
проведен в специальную молельную комнату ла
мы и накормлен монастырским сыром и хлебом.
В Казахстане я снимал уборку сена. Чтобы
повысить точку съемки, мне пришлось взоб
раться на стог, что было неадекватно воспринято
невесть откуда взявшимся владельцем. Он прим
чался с другом на телеге, с вилами наперевес.
Однако при виде направленной на них камеры за
щитники частной собственности опешили. Разго
вор о погоде, урожае и президенте успокоил сель
чан, и мне удалось сделать несколько снимков.
#Universitet(C)(P).qxd 14.09.2006 22:50 Page 32
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 45 (Октябрь 2006) | Страница 32 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |