2006
НОЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
37
Пейзаж
УНИВЕРСИТЕТ
тать родоначальником фотоискусства. Что
же касается каких то особенных отличий от
традиционных видов искусств, то пейзаж,
по сравнению с другими фотографически
ми жанрами, от живописи ушел не особен
но далеко. Композиционные правила и ка
ноны полностью перешли по наследству от
живописцев к фотографам пейзажистам и
активно используются ими и поныне. До
бавляются только фотографические спе
цэффекты благодаря всевозможным
фильтрам, объективам, насадкам, а в наше
время — цифровым настройкам и цифро
вой обработке. Но без знания композицион
ных правил все вышеперечисленное — не
нужные излишества. Поэтому давайте рас
смотрим некоторые композиционные осо
бенности пейзажа.
Линия горизонта
Ритмическое построение кадра зависит от
того, как изобразительная плоскость разде
лена линией горизонта. Б. Виппер называл
горизонт «камертоном композиции».
В современном пейзаже часто снижают
линию горизонта, отчего в композиции уве
личивается часть кадра, занятая небом.
Низкий горизонт, особенно при вертикаль
ном формате, вызывает ощущение, что
пространство как бы устремлено в просторы
неба.
Высокий горизонт производит обратный
эффект — воздушное пространство над
землей уменьшается, зато расширяется по
верхность земли, входящая в кадр. Благода
ря этому точнее, чем при низком горизонте,
передаются расстояния между предметами,
а также их масштабные и пространственные
соотношения.
Роль линии в кадре
Линия осознается художником как выраже
ние «внутренних сил», заключенных в объ
екте. Поэтому от того, как движется линия,
зависит и динамика, и настроение кадра.
Извес тный искусствовед Фаворский приво
дит характеристики некоторых из них: «Пря
мая линия выражает движение равномер
ное и довольно быстрое, а неравномерно
кривая — моделирует движение, которое
будет то ускоряться, то замедляться. На
выпрямленных местах будет ускоряться, на
закругленных же, как на виражах, — замед
ляться».
О золотом сечении
На протяжении многих веков для построения
гармоничных композиций художники пользу
ются правилом золотого сечения. Эта интуи
тивно найденная мастерами пропорция са
мим фактом своего существования в кадре
вызывает у зрителя положительные эмоции.
Форма, в основе построения которой лежит
сочетание симметрии и золотого сечения,
способствует наилучшему зрительному
восприятию и появлению ощущения красоты
и гармонии.
В 1867 г. О’ Cалливан присоединился к од
ной из самых первых больших экспедиций на
Запад. Из этого путешествия автор привез нема
ло снимков, в том числе и этот пейзаж. Его рабо
ты передают смятение, порождаемое зрелищем
необъятных просторов и девственной природы.
Единственный сохранившийся снимок с на
туры, сделанный Ньепсом. Это вид из окна
его кабинета в деревне Сен Лу де Варенн. Сни
мок сделан на оловянной пластине, покрытой ас
фальтовым слоем
.
«Главным источником выразительных элементов
в пейзаже является запечатленное пространство.
Фотопейзаж образен, в первую очередь,
благодаря пространственной ритмике»
P#Universitet(C)(P).qxd 14.10.2006 2:42 Page 37
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 46 (Ноябрь 2006) | Страница 37 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |