38 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2006
УНИВЕРСИТЕТ
Пейзаж
Принцип золотого сечения (правило тре
тей) заключается в следующем: кадр по
вертикали и горизонтали делится на три
равные части. В результате возникает 9
секторов. Сюжетно важные детали снимка
следует располагать на пересечении этих
воображаемых линий. Эти точки являются
самыми значимыми и гармоничными в фо
тографии, поэтому все, что попадает в их
область, начинает жить в ритмически гар
моничном и упорядоченном мире. Кроме
этого, психология восприятия изображения
человеком такова, что взгляд обычно оста
навливается именно на точках золотого
сечения, соответственно если объекты
съемки располагать в этих узлах, то они
вызывают у зрителя положительные эмо
ции.
При съемке пейзажа плоскости в кадре
желательно расположить по линиям в соот
ношении 3 : 5. К примеру, в верхней трети
снимка можно поместить небо. В двух ниж
них — землю. Либо наоборот — две трети
кадра заполнить небом, а одну треть оста
вить для земли. Линию горизонта можно
располагать в любой трети кадра и лишь в
редких случаях — в центре. Прохождение
горизонта по центру кадра убивает динами
ку и делает снимок статичным. Предметы и
люди на фоне пейзажа тоже лучше распола
гать в стороне от центра. Сместите предмет
на одну треть влево или вправо, и вы добье
тесь максимального эффекта.
Особенности формата
Ритмика запечатленного пространства вос
создается в кадре на изобразительной плос
кости. При этом фотограф вынужден счи
таться с конфигурацией и размерами плос
кости, то есть с форматом. Анализируя эту
проблему, Б. Виппер отмечал, что «характер
формата самым тесным образом связан со
внутренней структурой художественного
произведения и часто даже указывает пра
вильный путь к пониманию замысла».
Действительно, один и тот же ландшафт по
разному воспринимается в горизонтальном
и вертикальном кадре. Горизонтальный сни
мок развертывает перед зрителем панораму
деталей, от снимка веет спокойствием; вер
тикальный кадр, особенно при низком гори
зонте, удобен для передачи просторов и вы
си воздушного пространства, при высоком
же горизонте он «приподнимает» уходящую
вдаль поверхность земли. Подобным кадрам
свойственна монументальность. В квадрат
ном формате, наиболее трудном для компо
зиционного построения, всякое «движение
неизбежно застывает, останавливается, за
мыкается, так как ни одно из направлений
не получает перевеса».
Выбор формата диктуется натурой, но ре
шающее значение приобретает ее истолко
вание фотографом.
Свет в пейзаже
Тональная ритмика фотокадра предопреде
ляется, прежде всего, освещением. Оно мо
жет преобразить любой мотив, может соз
дать то настроение, которого добивается
фотограф. Интенсивный встречно боковой
свет дает яркие блики на предметах и глубо
кие тени, вносит в мотив легкость и радость.
Встречный контровой свет прорисовывает
силуэты, «зажигает» вокруг них светящиеся
ореолы, наполняя пространство движением.
Боковой — подчеркивает фактуру поверх
ностей, объемно моделирует предметы. Пря
мой свет со стороны камеры избавляет от
теней, но уплощает пространство.
Светом зачастую выделяют главные объ
екты в пейзаже, формируют смысловой
центр кадра. В естественных условиях фо
тограф как бы опосредованно управляет
светом, изменяя точку съемки, выжидая,
когда солнце займет ну жное положение
или облака закроют его. Отражение сол
нечных лучей от облачного покрова, от во
«Линия осознается художником как выражение
«внутренних сил», заключенных в объекте»
P#Universitet(C)(P).qxd 14.10.2006 2:42 Page 38
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 46 (Ноябрь 2006) | Страница 38 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |