2006
НОЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
43
Непал
ТЕМА НОМЕРА
на его территории находятся самые высокие
горы планеты — Гималаи, и Эверест — са
мая высокая вершина Земли (8848 м).
Именно горы и трекинг среди них интересу
ют нашу группу фотографов, собравшихся
покорять заоблачные высоты с фотоаппара
том в руках.
Первые два дня — что то вроде съемоч
ной разминки, и это также подготовка к тре
кингу, который займет больше двух недель.
Ведь даже просто находясь в Катманду, мы
начинаем привыкать к высоте, а для всех,
кто собирается в горы, важно соблюдать
правильный режим постепенного набора вы
соты. Чем он будет медленнее, тем меньше
шансов подцепить горную болезнь.
И пока у нас есть время, мы посещаем
все достопримечательности, до которых
можно добраться за то короткое время, что
нам отпущено: всего два дня.
В Катманду великое множество различ
ных монастырей, и в них всегда есть на что
посмотреть, но если времени не так уж и
много — стоит сделать акцент на главном.
Например, Сваямбунат — один из древней
ших буддийских комплексов (их еще назы
вают ступами), ему свыше двух тысяч лет.
На закате, поднявшись по 365 ступеням к
подножию ступы, можно увидеть весь Кат
манду как на ладони. На вершине, в лучах
заходящего солнца, развеваются Лунг Та —
разноцветные молитвенные флажки с изоб
ражениями божеств.
Паломники в разноцветных одеждах и ту
ристы в чем Бог послал обходят ступу по ча
совой стрелке, кру тя на ходу множество мо
литвенных барабанов с начертанной на них
самой главной мантрой «Ом мани падме
хум».
Тишина и покой, кажется, издавна посели
лись тут. Стоя на смотровой площадке и
глядя на горы и засыпающий диковинный
город в долине, просто кожей ощущаешь,
что находишься в мире, о котором сложены
легенды.
Трекинг
Наконец, выступаем. Мы решили к отправ
ной точке нашего трекинга добраться на
местном автобусе, и теперь, пока не выбе
ремся за черту города, еле ползем по узкой
дороге. Очень медленно, но все же продви
гаемся. Спереди и сзади выстроились такие
же автобусы с туристами, между ними мель
кают мотоциклисты. При этом все сигналят
по поводу и без повода. Признаюсь — к это
му шуму не сразу можно привыкнуть.
Но вот, наконец, город позади, и мы по
серпантину углубляемся в горы. Они стано
штатива, по настоящему резкой картинки
ему получить не удалось (по вине стабили
затора, который в таких случаях надо отклю
чать). А на экране фотобанка это было неза
метно.
Не количество, а качество
Имея скорострельную камеру и большие
объемы памяти, не стоит увлекаться частым
нажатием на кнопку. Все эти файлы вам по
том придется просматривать и редактиро
вать, а на это времени может и не хватить.
Все, что можно сделать и исправить на мес
те съемки, надо выполнять во время съемки,
не оставляя на потом. Впоследствии у вас
не будет времени на обработку сотен и ты
сяч файлов. Если у вас под рукой емкий на
копитель, стоит делать дубли с эксповилкой,
но и этим не стоит чрезмерно увлекаться.
Оптика
Важно заранее понимать: что и в каких ус
ловиях предстоит снимать. Выбор оптики —
это стратегически важное решение. Сущест
вуют отличные объективы с постоянным фо
к усным расстоянием, но в путешествии при
ходится искать компромисс.
Как минимум необходимы два объектива,
широкоугольник и телеобъектив. Широко
угольником хорошо снимать в городах, а
также пейзажи, где требуется подчеркнуть
многоплановость. Телеобъектив хорош для
репортажа и портретов на улице, а для пей
зажной съемки в горах бывает просто неза
меним.
В линейках многих фотофирм есть про
фессиональный телеобъектив 70–200/2,8.
Это отличный светосильный телевик. Иног
да, правда, его не хватает, и приходится ис
Подготовка — половина
успеха
Отнеситесь со всей серьезностью к подго
товке техники, одежды, карт местности, сбо
ру информации о стране. Этим вы сущест
венно повысите шансы на успех путешест
вия. Хорошая физическая подготовка также
немаловажна — иногда вам понадобится
преодолеть пешком большие расстояния,
забраться по крутому склону или часами не
подвижно сидеть в зале с медитирующими
монахами, незаметно фотографируя их…
Зная, какие трудности могут ждать вас в
пути, вы сможете правильно к ним подгото
виться. Это относится и к фотографической
стороне дела: ведая, что вас ждет, проще
подобрать необходимый комплект аппарату
ры, чтобы суметь выполнить свои задачи.
Результат может быть еще более впечат
ляющим, если попробовать сформулировать
для себя ответ на вопрос: что вы снимаете и
зачем. Зачастую мне говорят: хотим сни
мать красивые фотографии, но это слишком
размытое понятие. Конкретика в данном
случае очень поможет.
Память
Очень важный момент, которому не всегда
уделяют внимание. Можно иметь быструю
камеру, но если у вашей карты памяти мед
ленная скорость записи, то вам придется
ждать, пока снятые кадры на нее запишутся,
а в этот момент может произойти важное
событие.
Готовясь к долгому путешествию, нужно
решить для себя еще пару вопросов: как
хранить фотографии и в каком формате
снимать. Если снимать в JPEG, пусть даже
с наилучшим качеством, то нескольких карт
памяти большого объема хватит надолго, но
качество снимков падает. Если же снимать в
RAW формате — файлы займут много мес
та. Есть два варианта решения: переносной
жесткий диск (их еще называют фотобанка
ми) или ноутбук.
Фотобанк удобен тем, что не занимает
много места, мало весит и прост в обраще
нии. Но есть и минусы: нельзя проверить ка
чество фотографии. Сейчас можно купить
фотобанки, позволяющие не только прове
рить, записались ли кадры с карты памяти,
но и просмотреть их (достаточно большой
экран позволяет это сделать). К сожалению,
это относится только к формату JPEG. Если
вы снимаете в формате RAW, то увидеть
снимок и понять, все ли в порядке, невоз
можно.
Ноутбук — это вес и объем. И если на пу
ти нет розеток, то он превращается в обузу.
Но уж если они попадутся, всегда можно
посмотреть фотографии, и в случае каких то
ошибок — сделать выводы еще в начале пу
тешествия и исправиться, а не сокрушаться
уже дома, глядя на плачевный результат.
Пример — наша утренняя съемка в горах.
У одного из фотографов нашей группы на
фотоаппарате был установлен объектив со
стабилизатором. И хотя все снималось со
Арсенал путешествующего фотографа
«Просто кожей
ощущаешь, что
находишься в мире,
о котором сложены
легенды»
#Nepal(C)(P).qxd 14.10.2006 8:10 Page 43
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 46 (Ноябрь 2006) | Страница 43 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |