50 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2006
ТЕМА НОМЕРА
Непал
ходит. Скорее, важно покупать пленку не на
месте, а везти ее с собой, купив в извест
ном вам и проверенном магазине, и не рас
считывать на местные магазины, где усло
вия хранения могут вообще не соблюдаться.
Проявляю свои пленки я также уже после
поездки, доверяя этот процесс только прове
ренной мною лаборатории.
Цифровым же фотографиям проверка на
таможне не страшна.
Культура
Непал сейчас — единственное в мире инду
истское государство. В стране количество
индуистов примерно равно количеству буд
дистов. В большинство индуистских храмов
неиндуистам вход запрещен. В буддистских
храмах можно принимать участие в служ
бах, снимать, общаться с монахами.
Местное население относится с понимани
ем и, наверное, снисхождением к необразо
ванным туристам, не знающим правил пове
дения в храмах. Не приветствуется короткая
одежда, шорты. Не стоит суетиться и бегать,
кричать своему напарнику через весь храм,
привлекать к себе внимание. Заходя в храм,
надо разуться и обход совершать по часо
вой стрелке. У алтаря можно оставить под
ношение божеству. Если вас сопровождает
кто то из монахов, можно и его отблагода
рить — но это не обязательно.
На улице снимать можно все и всех. Ес
ли кто то не хочет быть сфотографирован
ным, он вам об этом даст знать. Не стоит
снимать, несмотря на жесты отрицания
«модели».
Зачастую краткой беседы с человеком
хватает, чтобы он вам разрешил себя снять.
Есть даже впечатление, что этот жест отри
цания — защита от лавины туристов, кото
рые фотографируют все, что только видят,
и несутся дальше. В Непале жизнь протека
ет спокойно и неторопливо. Как только вы
почувствуете этот спокойный ритм, волье
тесь в жизнь, окружающую вас, к вам сразу
изменится отношение.
Настроение
Фотография во многом будет более интерес
ной, а сам процесс съемки доставит удо
вольствие, если у вас будет подходящее
настроение. Если настроения нет — лучше
камеру не брать в руки. Вот такой был слу
чай. Вечером мы посещали ступу на окраи
не города. Я чувствовал, что настроения
нет, и начал совершать молитвенный обход
вокруг ступы, крутя барабаны. Постепенно
все то постороннее, что мешало мне воспри
нимать мир, покинуло меня, и я начал под
мечать интересные кадры. Один из участни
ков этой фотопоездки фотографировал в
тот день через силу и позже, рассматривая
фотографии, сделал вывод: ни одной при
личной фотографии за весь вечер. Каме
ра — лишь машина, какой бы дорогой и на
вороченной она ни была, и только фотограф
может создать кадр, который будет интерес
ным и интригующим. Вы ведь не стремитесь
составить документальный фотоотчет
о стране.
Возвращение
Спустя пару дней мы узнали от догнавших
нас канадцев, что не все в тот день смогли
преодолеть перевал. А пока мы спускаемся
вниз. Наш семидневный путь проходит
вновь через деревни и небольшие города.
Мы прошли по руслу реки Кали Гандаки, и в
один из дней видели горы, за которыми
скрыто затерянное королевство Ло — его
еще называют Мустанг. В этот раз мы не
были готовы пробраться туда, а значит, еще
вернемся и начнем новое путешествие по
узким тропкам в тот мир, где еще помнят
пророчества о знамениях, которые предска
жут рождение Будды Майтрейи. По легенде,
он появится тогда, когда Восток и Запад со
единятся. Говорят, что в том королевстве
хранятся многие и многие сотни манускрип
тов, скрывающих священные тайны челове
ка и этого мира, историю прошлых веков.
Наши проводники долго смотрели в ту сто
рону, сложив руки на груди, но, следуя пла
ну, мы поворачиваем и идем дальше вниз.
Вскоре горы стали понемногу одеваться ле
сом, и неприятно заклубился туман вокруг
вершин. Последние четыре дня тучи были
все мрачнее и мрачнее, напоследок зарядил
дождь. Начались муссоны, пояснил провод
ник, и хорошо, что мы вовремя ушли из гор.
В это время там очень опасно, начинаются
оползни и появляется масса кровососущих
мошек и пиявок. Да и передвигаться под
дождем удовольствия мало, не говоря уже
про фотографию.
Последняя ночь в гестхаусе, и с утра мы
преодолеваем последний километр до авто
бусной стоянки. Мост, перекинутый через
реку, отделяющую нас от асфальтовой доро
ги, — словно мост из одного мира в другой.
Мы переходим его и прощаемся с царством
ярких вершин, рододендроновых лесов и
приветливых горцев.
Снова окунаемся в цивилизацию. Ста
ренькая «Тойота» принимает в себя все на
ши рюкзаки и штативы, и мы весело мчимся
по серпантину в Покхару — город, располо
жившийся на берегу озера. Здесь мы прихо
дим в себя после семнадцатидневного тре
кинга вокруг Анапурны.
Через сутки был короткий перелет в Кат
манду, новая встреча с древней столицей.
Мы поселились в старой части города, с ви
дом на древние храмы.
Я смотрю на площадь из окна гостиницы.
Внизу играет стайка ребят, а вдоль всего
тротуара разложены предметы утвари, про
дукты, медленно идет торговля. На ступенях
храма, неспешно жестикулируя, ведут бесе
ду мужчины, рядом примостилась собака.
И снова накатывает чувство, что время
остановилось. Я будто слышу поступь древ
них времен и чувствую запах прошлых со
бытий. Хочется разобраться в своих ощуще
ниях, но все ускользает, прячась среди те
ней и трещин причудливых статуй, возвыша
ющихся перед храмами…
Загадки, много загадок, тайн и чудес не
разгаданных. Время уезжать, но уже теперь,
перед отлетом, я понимаю, насколько я влю
бился в этот таинственный Непал. И я точно
знаю, что обязательно сюда вернусь!
Непал, до встречи!
Май — август 2006 года
«Мы переходим через мост и прощаемся
с царством ярких вершин, рододендроновых
лесов и приветливых горцев»
#Nepal(C)(P).qxd 14.10.2006 8:14 Page 50
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 46 (Ноябрь 2006) | Страница 50 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |