ПОРТФОЛИО
Живая классика
И
тоги внешние, видимые, мог ут пора
довать кого угодно: европейская сла
ва, активная работа в любимом жан
ре — съемка авторских фотоальбомов по
разным странам. Но для Александра важнее
итоги внутреннего плана — он говорит, что
только к пятидесяти стал понимать, что и
как он снимает, стал способен фотографи
ровать осознанно.
— Р аньше снималось как то само собой,
«на чувствах», интуитивно. Собственно, и
сегодня интуиция никуда не делась и остает
ся важнейшим творческим инструментом.
Больше того, у серьезного фотографа, похо
же, всегда есть предчувствие стоящего кад
ра, ощущение, что вот сейчас что то случит
ся такое, что может стать фотографией. Ког
да мы с группой ездили по Португалии и по
пали на кромку живописного обрыва на
морском берегу, я почувствовал: что то мо
жет сложиться. Полчаса терпел ворчание ос
тальных — мол, поехали, сколько можно, на
обратном пути снимешь. И тут, наконец, на
берегу, именно там, где надо, появился че
ловек, и за ним — цепочка следов, и тень…
Потом пришлось из за этого кадра вернуть
ся в страну еще раз: его признали лучшей
фотографией о Португалии за тот год, и
призом был недельный тур по старым горо
дам и побережью.
Отсюда следует главный принцип фото
графа: «обратного пути» не будет, если ви
дишь сюжет — надо его снимать сейчас, на
до дождаться, он не повторится. Может, бу
дет что то другое (а может, и не будет), но
этот кадр — он не вернется. Только от фо
тографа зависит, сможет ли воплотиться в
фотографию та возможность, что сложится
в этом месте и в этот момент, или уйдет без
В этом году Александр Тягны Рядно отмечает пятидесяти
летний юбилей — время подводить первые итоги
52 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2006
следа, как миллионы других нереализован
ных возможностей.
…Сейчас многое меняется в фотографии.
Из за доступности цифры появилось бесчис
ленное множество незрелых, но прытких
«творцов», и доля серьезных работ в проце
нтном отношении уменьшилась катастрофи
чески. Может быть, это наводнение схлынет
или качественно переродится — не знаю. Но
что интересно: в советские времена фото
граф, профессионал во всяком случае, был
опутан массой всевозможных ограничений,
гласных и негласных, но эта ситуация обора
чивалась плюсом: вынужденный работать в
непростых условиях, он достигал большего.
Вспомним, тогда каждый год несколько на
ших ребят обязательно выигрывали «Уорлд
Пресс Фото» и получали «Золотой глаз» —
а это объективные показатели, и такие на
грады воспринимались как обыденность.
А сейчас это редкость. Так что ограничения
оказываются полезны. Любая классическая
школа — это сплошные ограничения. Но по
живем — увидим.
Portfolio_Tiagni_Redno(C)(P).qxd 14.10.2006 1:33 Page 52
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 46 (Ноябрь 2006) | Страница 52 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |