2006
ДЕКАБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
25
Прошу критики!..
КОЛОННЫЙ ЗАЛ
чем зрительская, в ней должно быть изложе
но в виде текста то, что автор пытается пере
дать визуально. А для этого критик должен
понимать, что хотел сказать автор своей ра
ботой, говорить с ним на «одном языке». По
хорошему, критик — это переводчик с языка
образов на обычный человеческий язык.
И от его понимания того, насколько совпала
конкретная работа и некая идеально возмож
ная в данных условиях и на данную тему фо
тография, равно как и от умения это внятно
озвучить, зависит адекватность перевода.
В слово «нравится» вкладывается весь
потенциал критика. В результате чем боль
ше уважаем нами критикующий человек,
тем ценнее для нас похвала и, как ни стран
но, тем менее болезненна негативная оцен
ка. Имя критикующего умножается на его
оценку работы. Но, думается мне, не бывает
абсолютно независимой оценки: ведь каж
дый критик, даже самый суперпрофессио
нальный, — всего лишь человек, со своими
вкусами и пристрастиями, которые как на
ладони видны в ходе его разбора работы.
Для корректного понимания фотографии
необходимо представлять, для чего она соз
давалась. Цель предъявляет свои требова
ния к качеству и содержанию работ. И поэ
тому каждая фотография может требовать
для себя совершенно разных подходов. Ва
риантов сочетаний целей и специалистов,
мнение которых может быть важно, велико.
Это мог ут быть: известный критик (разгром
ная статья лучше глухого молчания), знаме
нитый фотограф (попытка стать учеником),
главный редактор журнала, отбирающий
снимки для публикации (стремление к изве
стности), владелец галереи (деньги и слава),
жюри конкурса (слава и деньги), редактор
фотобанка (деньги и востребованность). Все
они оценивают и разбирают работу со своей
позиции, каждый предъявляет к работе оп
ределенный набор требований. Вся фото
графия целиком как художественное произ
ведение оценивается редко, куда легче оце
нить ее прикладную составляющую. Ее мож
но однозначно выразить в денежном эквива
ленте, определить продаваемостью, востре
бованностью. Жаль, что чаще всего на этом
оценка и критика завершаются.
В фотографии, когда она уже появилась,
трудно что либо изменить. Ее можно только
снять заново, выбросив неудачный «нега
тив» в мусор… Она — уже есть такая, какая
есть: со всеми своими неправильностями и
недочетами. Я редко встречаю людей, кото
рые говорили бы: «Эта фотография имеет
смысл с такой то точки зрения. А с этой —
она не представляет ценности…» Такой
«правильный» критик редок. В лучшем слу
чае ставят оценку или хвалят ругают, в худ
шем — переходят на личности.
Иногда, разглядывая фотографии класси
ков и выступая в роли зрителей критиков,
мы думаем про себя (а иногда и высказыва
емся прямо или косвенно): ну что здесь та
кого, чего не смог бы сделать я... А там по
мимо прямого сюжета всегда присутствует
еще «чуть чуть» чего то, что делает фото
графию уникальной. И хотя нет жестких пра
вил, нет общего рецепта, по которому ше
девр можно создать, равно как нет и кнопоч
ки «шедевр» на корпусе камеры, но у каж
дой хорошей фотографии это самое «чуть
чуть» есть. Фотография складывается из ис
тории снимка, личной истории автора, под
крепляется историей изображаемого. Умно
жаясь на это «чуть чуть», работа выходит из
разряда рядовых, относящихся к некоему
жанру, становится немного не такой, как
все, — особенной. В этом, наверное, и есть
секрет Хорошей Фотографии.
В идеальном случае рано или поздно на
ступает момент, когда критика становится
лишь подтверждением тому, что ты чувству
ешь сам. Появляется убежденность, что ес
ли чувствуешь: в этой фотографии все так,
как надо, — стоит перестать ожидать похвал
от кого бы то ни было и продолжать снимать
так, как хочется, то, что видится, и, разуме
ется, искать возможность взглянуть на свои
работы со стороны. Потому что всегда есть
вероятность, что самонадеянный приступ ге
ниальности «застит глаза». Здесь мера та
ланта фотографа должна бы найти общий
знаменатель с мерой таланта зрителя и кри
тика. В принципе, практически каждый чело
век способен, посмотрев на свою работу
слегка со стороны, честно сказать самому
себе: стоящая она или нет. Наверное, у каж
дого из нас внутри есть некий камертон,
к которому очень полезно прислушиваться
при съемке. А потом еще раз — при отборе
фотографий в свой личный архив. А потом
еще раз — выслушивая нелицеприятную
критику. Критик в этом смысле — человек,
который может извлекать из фотографии
историю, заключенную в ней, умеет найти
связи, возникшие внутри картинки, провести
фотографа по его же следам, показать, как
фотография может быть воспринята совер
шенно разными людьми. Но как тяжело про
делывать этот путь за автором! И я бы сове
товала всем, кто заинтересован в совершен
ствовании, развивать эту способность в се
бе и быть максимально строгими к своим
работам, опираясь на идеал любимого авто
ра (а что бы сказал про эту фотографию
Картье Брессон, например…), — и пустых и
неинтересных фотографий станет на поря
док меньше…
Зрительская критика… оценки… Я долго
думала: хорошо это или плохо. Скорее — хо
рошо: люди смотрят, дают советы, показы
вают, как перекадрировать, осветлить/за
темнить, применить фильтры… Да, пожалуй,
это полезно, особенно на первых порах...
Я бы назвала этот период «начальной шко
лой». И он может тянуться у разных людей
разное время, но наступает момент, когда,
что бы ни говорили тебе твои еще недавно
коллеги по этой «начальной школе» — зри
тели критики, такие же фотографы, как и
ты, а ты уже ищешь Учителя... То есть те
перь тебе нужно мнение не всех подряд,
а близкого тебе по духу человека, который
прошел по той же дороге чуть дальше. По
том, немного погодя, учишься видеть свои
работы со стороны, критические замечания
уже не обижают, и ты воспринимаешь их
так, как и должно, — как чужое частное
мнение. Критика в таком случае может бо
лезненно ранить, но заставить изменить что
либо в этой работе — немыслимо. Думаю,
что с этого момента начинается постепенное
взросление человека в творчестве. Время
совершать собственные ошибки, искать пу
ти и принимать с уважением взгляды и мне
ния других людей. И пусть на всех снимаю
щих не хватит иск усствоведов, главное —
чтобы зрительская критика не оскорбляла,
чтобы мы умели видеть в ней основное —
заинтересованность.
Наталья ПУСТЫННИКОВА
«В принципе, практически каждый человек
способен, посмотрев на свою работу слегка со
стороны, честно сказать самому себе: стоящая
она или нет»
#Kolonniy_zal(C)(P).qxd 10.11.2006 19:09 Page 25
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 47 (Декабрь 2006) | Страница 25 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |