38 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ДЕКАБРЬ
2006
УНИВЕРСИТЕТ
Портрет города, или Поэтика городского пространства
мастеров. Остановимся на двух из них, со
вершенно не похожих по манере и стилю
исполнения, но в равной с тепени гениаль
ных в жанре городского пейзажа — Атже
и Родченко.
Эжен Атже
Первоначально Эжен преследовал чисто
коммерческие цели — он открыл свою фир
му под названием «Documents Pour Artistes»
и продавал фотографии дизайнерам интерь
ера, декораторам, художникам. Но в даль
нейшем искренне увлекся съемками города
и снял в целом более 10000 фотографий.
Атже снимал улицы, подъезды, дворы, вит
рины магазинов, особняки, сады, памятники,
отели, иногда включая в кадр и тех, кто оби
тал на улицах города: рабочих, мусорщиков,
нищих, проституток. Он часто снимал зда
ния, готовые к сносу.
Притягательность работ Эжена — в их
хрестоматийной красоте, в открытости,
в стремлении включить, вобрать в себя все,
без надуманных социальных различий и эс
тетических установок. Именно в силу этого
его фотографии так сдержанно лиричны.
Париж Атже — это идеальное видение горо
да, предстающего на фотографиях реальнее
того, который знает каждый.
Родченко
Александр Родченко — одна из наиболее
ярких фигур в истории фотоискусства, при
чем не только российского, но и мирового.
Объек т можно снять с разных точек, и каж
дый отдельный снимок — это точка зрения.
Поскольку она сознательно выбрана, то яв
ляется личностной, субъективной. В сним
ках Родченко субъективность выражена в
резких, косых, непривычных взгляду ракур
сах.
Приемы и находки Родченко фотографа,
первоначально непривычно шокирующие,
с течением времени настолько прижились,
что превратились зачастую в штампы, кото
рые используются автоматически. Его плака
ты и фотографии многократно и беззастенчи
во имитировались и спустя несколько лет
после создания, и уже в наше время бесчис
ленными художниками и дизайнерами. Но ра
боты самого Родченко от этого не потеряли
своей новизны и оригинальности, и сейчас
они смотрятся на удивление современно.
И напоследок — не забывайте, что город
состоит из разных частей, и в погоне за вы
разительными сюжетами и ракурсами не
стоит забывать, что во многих местах съем
ка запрещена. Так что во избежание проб
лем с городскими властями — четко читайте
инструкции и таблички.
Анна ЛЕМЕШ
«Париж Атже — это идеальное видение города, предстающего на
фотографиях реальнее того, который знает каждый»
#Universitet(C)(P).qxd 14.11.2006 18:33 Page 38
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 47 (Декабрь 2006) | Страница 38 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |