42 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ДЕКАБРЬ
2006
ТЕМА НОМЕРА
Город
В
нутри жанра городской съемки, как
и внутри других жанров, существует
множество разных стилей и настрое
ний. Границы между ними порой неочевид
ны, но в целом их можно условно разделить
на две большие группы: съемка видовая —
красивая, более документальная, часто оп
тимистическая (типичная, например, для
кадров из путешествий), и съемка с «пере
носным значением», часто драматическая,
выражающая субъективный, авторский
взгляд на мир.
Поклонники второго подхода часто отно
сятся к видовой съемке с легким пренебре
жением, называют видовые кадры «открыт
ками» и на этом основании отказывают им
в художественности. Насчет «открыток» —
это, возможно, верно, насчет же художест
венности — вряд ли. Вспомним, что еще
совсем недавно, лет двести назад, магист
ральным жанром в литературе была ода, то
есть хвалебная песнь. Видовая фотогра
фия — та же ода, и чтобы снять ее на долж
ном уровне, нужен немалый талант.
Что снимаем
Главное правило при съемке городских пей
зажей — старайтесь избежать штампов.
Сосредоточьтесь на восприятии сиюминут
ных ситуаций, будьте открыты окружающе
му и готовы к тому, что всеми вашими пла
нами и заготовками, возможно, придется по
жертвовать (или отложить их до следующего
раза), чтобы заснять неожиданный сюжет.
Прекрасная штука — фотографическая ин
туиция, чутье. Его можно тренировать — на
деле это прежде всего тренировка внима
тельного отношения к тем сюжетам, сценам,
что по своей, а не по вашей воле вдруг от
крываются перед вами. Хорошее чутье, как
волшебный клубочек из сказки, само пове
дет вас по незнакомому городу и не обма
нет — потому что интересные сюжеты воз
никают постоянно и во многих местах, важ
но уметь их увидеть и успеть среагировать,
а иногда и выждать.
Попробуйте отнестись к городу, вашему
объекту, как к спарринг партнеру. Ситуации,
возникающие в схватке, только отчасти за
висят от вашей воли и ваших планов. И чем
больше (и чаще) вы будете проводить боев,
тем лучше будут ваши результаты.
Конечно, и здесь есть исключения: если,
например, на прошлой прог улке вы запри
метили интересное местечко, снять которое
не позволяло освещение, и направляетесь
туда в более подходящее время. Но и в этом
случае тесный контакт с сиюминутной ре
альностью — условие хорошей фотографии.
Если же вы вышли на съемку, неся в голо
ве набор штампов, то скорее всего с карточ
ками клише вы со съемки и вернетесь. Ста
райтесь снимать неожиданное, то, чего вы
не предвидели и снимать не собирались.
Сюжеты и темы
По большому счету сюжет любого хорошего
городского пейзажа — это атмосфера того
места, куда судьба занесла фотографа, точ
нее, его, фотографа, субъективное восприя
тие этой атмосферы. Раскрыть эту тему мо
г ут верные композиционные, тональные и
Широкоугольный объектив (здесь порядка экв. 20–24 мм) позволяет играть с относительными
размерами предметов на переднем и заднем планах плюс подчеркивает перспективу.
Снимать отражения в воде —
идея не новая, так что стоит поду
мать, какую часть кадра им отвести.
«Хорошее чутье, как волшебный клубочек из
сказки, само поведет вас по незнакомому городу
и не обманет»
#Gorod(C)(P).qxd 15.11.2006 0:33 Page 42
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 47 (Декабрь 2006) | Страница 42 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |