44 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ДЕКАБРЬ
2006
ТЕМА НОМЕРА
Город
цветовые решения, множество сопутствую
щих технических приемов — от размытости
или смазанности каких то деталей до, ска
жем, погружения их в абсолютную черноту
и т. д. Интересно, что если в студийной фо
тографии все эти приемы находятся под
полным контролем фотографа, то в город
ском пейзаже фотограф выбирает из имею
щихся в реальной ситуации средств (напри
мер, цветовое решение сюжета возможно
только с участием тех цветов, которые в нем
фактически присутствуют, — вряд ли у вас
получится перекрасить дома на улице) те,
которые его больше всего «цепляют» в этом
месте, в этот момент, и старается выжать из
них максимум возможного.
Композиция
Если для видовых кадров, обычно величест
венных или безмятежных, естественна урав
новешенная, порой даже симметричная ком
позиция, то для кадров с субъективным
«подтекстом» часто требуется менее сба
лансированное решение. Способы создания
напряженной композиции известны — это
использование диагоналей, крестообразных
конструкций, неравномерное распределение
масс в кадре. Очень мощное средство — ис
пользование активных плоскостей (поэтому
в городских пейзажах так часты глухие сте
ны или стены с одним двумя окнами, фрон
тально обращенные к зрителю). Интересный
прием — нарочито оставленное пустым мес
то, где по «обычным» композиционным пра
вилам само напрашивается присутствие ка
кого нибудь элемента.
Небо
Одна из распространенных ошибок нович
ков — недостаточное внимание к небу, отно
шение к нему то ли как к пустому месту, то
ли как к неизбежному злу. На деле же не
бо — важнейший элемент кадра, полноцен
ный участник композиции. Не может, ска
жем, пустое небо занимать две трети кадра
только потому, что автор где то прочел про
правило третей, для этого должны быть бо
лее веские причины. Пустым оно может
быть лишь в том случае, если это желатель
но по композиции этого конкретного кадра.
В противном случае небу можно добавить
фактурности, цвета, «весомости» как ис
пользованием фильтров — поляризационно
го, градиентного, для любителей монохро
ма — цветного, так и дальнейшей обработ
кой в редакторе, вплоть до полной его заме
ны на более подходящее.
Форма неба (при сложной линии горизон
та или над домами) должна быть красивой и
сама по себе составлять интересную фигу
ру, для чего можно иногда изменить кадри
рование сюжета.
Более того, нередки случаи, когда присут
ствие неба в кадре вообще нежелательно,
поскольку образует ненужную линию или
границу в верхней части кадра, разрывает
его на «полную» и «пустую» части. Попро
буйте чуть опустить объектив или скомпоно
вать кадр плотнее — лишние элементы
в нем действуют разрушительно.
Планы и объективы
Выбор планов — вопрос, прежде всего, лич
ных пристрастий. Например, у Андрея Чежи
на часто встречаются общие планы, где фо
ном выступает половина горизонта; Игорь
Мухин нередко использует средние, а вели
кий Ральф Гибсон обнаруживает явную
склонность к крупным планам и деталям, хо
тя, конечно, ни один из этих мастеров не за
мыкается в рамках какого то одного плана.
Шедевры возможны в любом из них, глав
ное — к ним неуклонно стремиться.
Различные планы кадра диктуют выбор
любимых объективов — от широкоугольника
(общий план) до телевика (крупный). Съем
ка городского пейзажа, вероятно, теснее
всех прочих связана с долгой ходьбой, поэ
тому есть прямой смысл не набирать с со
бой всю наличную аппаратуру с полным
комплектов объективов, иначе через час
Уголок кафе на набережной — то
же часть города. Вместо неба
здесь стена противоположного дома.
В городской съемке есть место
и живой природе — правда, при
рученной, в виде цветочных горшков.
#Gorod(C)(P).qxd 15.11.2006 0:34 Page 44
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 47 (Декабрь 2006) | Страница 44 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |