Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
2006
ДЕКАБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
61
Многоликая копия, или В поисках утраченного оригинала
ТЕОРИЯ
жество других открытий. «Фотография впер
вые освободила руку в процессе художест
венного воспроизведения от важнейших
творческих обязанностей, которые отныне
перешли к устремленному в объектив глазу.
Поскольку глаз схватывает быстрее, чем ри
сует рука, процесс воспроизведения полу
чил такое мощное ускорение, что уже мог
поспевать за устной речью. Кинооператор
фиксирует во время съемок события с той
же скоростью, с которой говорит актер. Если
литография несла в себе потенциальную
возможность иллюстрированной газеты, то
появление фотографии означало возмож
ность звукового кино. …Первые фотогра
фии возникают из тьмы прадедовых времен,
такие прекрасные и недоступные».
Утраченная аура
Беньямину принадлежит ставшая в наше
время общераспространенной идея об ауре,
которую теряет тиражируемый шедевр.
Под аурой автор понимает то невидимое
и неповторимое, что отличает подлинник от
его копии. Аура сохраняет информацию
и о том, кто сотворил картину, и о том, в ка
кое время, в каком месте она была создана.
В традиционных видах искусств (например,
в живописи) аурой обладает только оригинал.
А копия теряет ценность, даже ели она иден
тична. Причем парадокс заключается в том,
что хорошая копия ВСЕГДА будет лучше ори
гинала. Но чем больше шедевр подвергается
времени и тлению, тем большую ценность он
приобретает. Так, копии Моны Лизы Леонар
до да Винчи по качеству могут во много раз
превосходить сам шедевр, но они лишены
его ауры. Поэтому люди и преодолевают не
малые расстояния, чтобы взглянуть в Лувре
на настоящую картину. Они хотят ощутить
ауру (иными словами — уникальность), то не
передаваемое ощущение, которое возникает
при взгляде на шедевр.
Беньямин приходит к мысли, что свето
пись — это первое искусство, которое лише
но ауры. И действительно, с появлением фо
тографии понятие первообраза (или ориги
нала) постепенно начало исчезать, так как
определить, что является оригиналом, а что
копией, практически невозможно, ведь с од
ного негатива можно сделать бесконечное
количество снимков, и все они будут схожи
как две капли воды. Так, аура присутствова
ла в самых первых фотографиях (дагерроти
пах), потому что каждая из них была уни
кальна (размножение дагерротипических от
печатков было технически невозможно).
С появлением негативно позитивных про
цессов понятие оригинала, а соответственно
и уникальности исчезло.
Хотя, бесспорно, можно выделить автор
ские копии, то есть именно те, которые были
отпечатаны самим автором. И само собой
разумеется, что те фотографии, которые бы
ли сделаны самим фотографом, гораздо
ценнее, нежели отпечатанные много лет
спустя другими людьми с сохранившегося
негатива. Так, фотографии, напечатанные
самим Ман Рэем, оцениваются в миллионы
долларов, а современные копии во сто крат
дешевле.
Но с появлением цифровых технологий
и постепенным уходом в прошлое «ручного
способа» получения фотографии (когда ав
тор собственноручно осуществлял все ста
дии процесса, от съемки и проявки пленки
до самостоятельной печати в лаборатории)
понятие ауры исчезает напрочь. Если сни
мок сделан цифровым фотоаппаратом и от
печатан в фотолаборатории, то и вопрос
«авторского» отпечатка теряет свою акту
альность.
Помимо «Произведения искусства в эпоху
его технической воспроизводимости» Бенья
мин (несколькими годами ранее) написал
«Краткую историю фотографии». Это сов
сем небольшое аналитическое эссе, в кото
ром автор выделил периоды спадов и подъе
мов в истории светописи, отметил выдаю
щихся личностей, которые тем или иным об
разом повлияли на ее развитие. В этой ра
боте Беньямин и вводит впервые понятие
ауры. Здесь он еще пытается использовать
это понятие для характеристики фотогра
фии (ранней), тогда как позднее, в «Произ
ведении искусства в эпоху его технической
воспроизводимости», роль его становится
гораздо более радикальной: аура отделяет
искусство старое, традиционное, от искус
ства новой эпохи, от искусства, для которого
репродуцируемость и тираж становятся не
отъемлемым свойством.
Анна ЛЕМЕШ
«Даже в самой совершенной копии отсутствует
один момент: «здесь» и «сейчас» произведения
искусства — его уникальное бытие в том месте,
в котором оно было создано. На этой
уникальности, и ни на чем ином, держалась
история, в которую произведение было
вовлечено»
Хилл, Кэмерон, Надар — поколение фотографов, которое предшествовало «эре индустриали
зации».
P#Benjamen(C)(P).qxd 15.11.2006 3:16 Page 61
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114
115 116 117
118 119 120
121 122 123
124 125 126
127 128 129
130

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 47 (Декабрь 2006) | Страница 61Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи