2006
ДЕКАБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
61
Многоликая копия, или В поисках утраченного оригинала
ТЕОРИЯ
жество других открытий. «Фотография впер
вые освободила руку в процессе художест
венного воспроизведения от важнейших
творческих обязанностей, которые отныне
перешли к устремленному в объектив глазу.
Поскольку глаз схватывает быстрее, чем ри
сует рука, процесс воспроизведения полу
чил такое мощное ускорение, что уже мог
поспевать за устной речью. Кинооператор
фиксирует во время съемок события с той
же скоростью, с которой говорит актер. Если
литография несла в себе потенциальную
возможность иллюстрированной газеты, то
появление фотографии означало возмож
ность звукового кино. …Первые фотогра
фии возникают из тьмы прадедовых времен,
такие прекрасные и недоступные».
Утраченная аура
Беньямину принадлежит ставшая в наше
время общераспространенной идея об ауре,
которую теряет тиражируемый шедевр.
Под аурой автор понимает то невидимое
и неповторимое, что отличает подлинник от
его копии. Аура сохраняет информацию
и о том, кто сотворил картину, и о том, в ка
кое время, в каком месте она была создана.
В традиционных видах искусств (например,
в живописи) аурой обладает только оригинал.
А копия теряет ценность, даже ели она иден
тична. Причем парадокс заключается в том,
что хорошая копия ВСЕГДА будет лучше ори
гинала. Но чем больше шедевр подвергается
времени и тлению, тем большую ценность он
приобретает. Так, копии Моны Лизы Леонар
до да Винчи по качеству могут во много раз
превосходить сам шедевр, но они лишены
его ауры. Поэтому люди и преодолевают не
малые расстояния, чтобы взглянуть в Лувре
на настоящую картину. Они хотят ощутить
ауру (иными словами — уникальность), то не
передаваемое ощущение, которое возникает
при взгляде на шедевр.
Беньямин приходит к мысли, что свето
пись — это первое искусство, которое лише
но ауры. И действительно, с появлением фо
тографии понятие первообраза (или ориги
нала) постепенно начало исчезать, так как
определить, что является оригиналом, а что
копией, практически невозможно, ведь с од
ного негатива можно сделать бесконечное
количество снимков, и все они будут схожи
как две капли воды. Так, аура присутствова
ла в самых первых фотографиях (дагерроти
пах), потому что каждая из них была уни
кальна (размножение дагерротипических от
печатков было технически невозможно).
С появлением негативно позитивных про
цессов понятие оригинала, а соответственно
и уникальности исчезло.
Хотя, бесспорно, можно выделить автор
ские копии, то есть именно те, которые были
отпечатаны самим автором. И само собой
разумеется, что те фотографии, которые бы
ли сделаны самим фотографом, гораздо
ценнее, нежели отпечатанные много лет
спустя другими людьми с сохранившегося
негатива. Так, фотографии, напечатанные
самим Ман Рэем, оцениваются в миллионы
долларов, а современные копии во сто крат
дешевле.
Но с появлением цифровых технологий
и постепенным уходом в прошлое «ручного
способа» получения фотографии (когда ав
тор собственноручно осуществлял все ста
дии процесса, от съемки и проявки пленки
до самостоятельной печати в лаборатории)
понятие ауры исчезает напрочь. Если сни
мок сделан цифровым фотоаппаратом и от
печатан в фотолаборатории, то и вопрос
«авторского» отпечатка теряет свою акту
альность.
Помимо «Произведения искусства в эпоху
его технической воспроизводимости» Бенья
мин (несколькими годами ранее) написал
«Краткую историю фотографии». Это сов
сем небольшое аналитическое эссе, в кото
ром автор выделил периоды спадов и подъе
мов в истории светописи, отметил выдаю
щихся личностей, которые тем или иным об
разом повлияли на ее развитие. В этой ра
боте Беньямин и вводит впервые понятие
ауры. Здесь он еще пытается использовать
это понятие для характеристики фотогра
фии (ранней), тогда как позднее, в «Произ
ведении искусства в эпоху его технической
воспроизводимости», роль его становится
гораздо более радикальной: аура отделяет
искусство старое, традиционное, от искус
ства новой эпохи, от искусства, для которого
репродуцируемость и тираж становятся не
отъемлемым свойством.
Анна ЛЕМЕШ
«Даже в самой совершенной копии отсутствует
один момент: «здесь» и «сейчас» произведения
искусства — его уникальное бытие в том месте,
в котором оно было создано. На этой
уникальности, и ни на чем ином, держалась
история, в которую произведение было
вовлечено»
Хилл, Кэмерон, Надар — поколение фотографов, которое предшествовало «эре индустриали
зации».
P#Benjamen(C)(P).qxd 15.11.2006 3:16 Page 61
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 47 (Декабрь 2006) | Страница 61 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |