2007
ЯНВАРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
29
О натюрморте в шутку и всерьез
УНИВЕРСИТЕТ
насколько удалось передать в натюрморте
ОБЪЕМНУЮ форму предметов». Если от
крыть «Методические рекомендации по кур
су «Живопись», то в разделе методики ра
боты над натюрмортом можно прочитать,
что: «Познание техники живописи — это
изучение законов построения РЕАЛИСТИ
ЧЕСКОЙ формы цветом». Действительно,
любой художник стремится выйти за преде
лы плоскости картины, передать перспекти
ву, показать глубину пространства, сделать
изображаемый предмет объемным. Кому то
это удается в большей степени, кому то в
меньшей. Помню свои детские впечатления
от посещения Эрмитажа с родителями:
очень хотелось подержаться за край сосуда,
«вываливающегося» из картины Пикассо.
Фотография в этом смысле успешно конку
рирует с живописью, да еще и действует
быстрее и проще — нажал на кнопку, и все,
что видишь, в подробностях перенесено на
плоскость пленки или матрицы цифрового
аппарата. И вот уже все фотосайты завале
ны отличными натюрмортами, где правиль
но поставленный свет подчеркивает объем
старинных книг, часов, подсвечников и ваз с
цветами. Все очень естественно, подробно,
натурально и… стерильно до тошноты. Та
кое ощущение, что фотографы работают на
фирме Xerox: «Мы научили мир копиро
вать!» А если (вот она, идея!) попробовать
делать наоборот. Если попытаться идти на
зад, вглубь холста, навстречу художнику, ко
торый пытается из него выбраться. Тогда
наша задача будет противоположной — уб
рать объем, сделать изображение плоским,
как будто нарисованным. Как уже было ска
зано, наиболее выразительно выявить фор
му предмета помогает правильно поставлен
ный свет. Но мы не хотим заниматься прос
той фиксацией предмета. Мы не будем вы
являть его форму, мы будем скрывать ее, и
поэтому будем ставить свет «неправильно».
Если снимаем стеклянные предметы, то
свет в этом случае должен быть контровой,
он оставит только контуры (фото №1 «Аф
Л. Попова: «Изображение реального —
художественно не деформированного
и не трансформированного — не может быть
предметом живописи»
№6 «Угол и овал»
№5 «Двадцать пятый кадр»
№2 «Супрематизм»
№3 «Мультфильмы»
№4 «Опьяненная солнцем»
#Naturmorte(C)(P).qxd 10.12.2006 5:06 Page 29
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 48 (Январь 2007) | Страница 29 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |