В качестве источника света применя
ются вспышки, а иногда галогенные
лампы малой мощности.
Телезум
(Telezoom lens)
Объектив с переменным фо
кусным расстоянием, диапазон изме
нения которого находится в области
выше 85 мм (например: 70–210 мм,
100—300 мм).
Телеобъектив
(Telephoto lens)
Телеобъектив — синоним «длиннофо
кусный объектив», т. е. объектив с фо
кусным расстоянием большим, чем
длина диагонали кадра. Обычно к те
леобъективам относят объективы с
фокусным расстоянием больше 85 мм.
Телеобъектив обеспечивает положи
тельные (больше 1) кратности увеличе
ния изображения, т. е. это увеличиваю
щий объектив. Телеобъективам также
свойственно «сжимать» перспективу
пространства. Обычно телеобъективы
применяют для съемки дикой природы,
спорта, репортажа, скрытой съемки.
«Умеренные» телеобъективы (традици
онно от 85 до 135 мм) применяют для
съемки портретов. Отсюда их второе
название — «портретники».
Фокусировочные
точки
(Focusing points)
Точки, по которым происходит автофо
кусировка изображения. Оснащаются
сенсорами, чувствительными к верти
кальным, горизонтальным или диаго
нальным линиям. Фокусировочные точ
ки используются в покадровой и сле
дящей автофокусировке. Как правило,
часть фокусировочных точек совмеще
на с точками экспозамера. В продвину
тых камерах, в режиме матричного
экспозамера, замер по активной точке
фок усировки имеет больший вес.
Хроматическая
аберрация
(Chromatic Aberration)
Один из видов аберраций (искажений)
в объективе. Хроматическая аберра
ция возникает из за различия коэффи
циентов преломления для волн различ
ной длины. В результате изображение
получается менее четким и контраст
ным. Хроматическая аберрация наибо
лее сильно проявляется в телеобъек
тивах.
Цифровой зум
(Digital zoom)
На некоторых камерах присут
ствует функция увеличения централь
ной части кадра. Хотя увеличенная
часть выглядит больше, разрешение
картинки при этом не меняется, поэто
му качество такого изображения ухуд
шается. Не стоит путать цифровой зум
с оптическим.
«Шевеленка»
камеры
Нежелательные сотрясения
камеры, снижающие резкость снимка
вплоть до «смазывания». Риск сотря
сения повышается с увеличением вы
держки затвора. «Шевеленка» может
быть вызвана вибрацией зеркала в
зеркальных камерах, дрожанием рук
фотографа, резким нажатием на кноп
ку спуска и другими причинами. Для
устранения «шевеленки» камеру за
крепляют на штативе или размещают
на другой устойчивой опоре, а спуск
затвора выполняют при помощи дис
танционного пульта, спускового кабеля
или автоспуска.
Широкоугольный
объектив (Wide Angle lens)
Широкоугольный или короткофокусный
объектив имеет фокусное расстояние
меньше нормального (обычно меньше
40 мм) и более широкий угол обзора —
отсюда и название «широкоугольный».
Такие объективы имеют отрицатель
ную кратность увеличения, т. е. они
уменьшающие. Также им свойственно
«растягивать» перспективу простран
ства. Широкоугольные объективы
обычно применяются для съемки пано
рам, пейзажей, архитектуры и больших
групп людей, а также для съемки в ус
ловиях ограниченного пространства.
Эксповилка
(Bracketing)
Эксповилка — это съемка се
рии кадров (три и больше), всякий
раз — с новой экспозицией. Это увели
чивает шансы получить идеально про
экспонированный снимок. Также стано
вится возможным комбинировать эти
снимки в программе фоторедакторе,
для того чтобы увеличить соотношение
между светом и тенью (так называе
мый «динамический диапазон»). У не
которых камер есть автоматическая
эксповилка (Auto Exposure Bracketing),
которая позволяет устанавливать ве
личину (шаг), на которую корректиру
ется экспозиция каждого нового сним
ка в серии.
Экспозамер
(Expometering)
Это система замера световых показа
телей объекта съемки. Экспозамер не
обходим для точного определения экс
позиции сюжета. Экспозамер бывает
интегральный, матричный, многоточеч
ный, точечный, частичный и центро
взвешенный.
Экспозиция
(Exposure)
Когда вы делаете снимок, экспонометр
камеры автоматически определяет,
как долго должен быть открыт затвор
камеры и насколько широко должна
раскрыться ее диафрагма, для того
чтобы на матрицу попало нужное коли
чество света. Это и называется экспо
зицией. Если снимок получился слиш
ком темным — он недодержан (недо
экспонирован — underexposured), если
слишком светлым — передержан (пе
реэкспонирован — overexposured).
Экспокоррекция
(Exposure compensation)
Внесение поправок в «правильную»
экспозицию, определенную автомати
кой камеры. Применяется в сложных
условиях освещения, а также для полу
чения нестандартных результатов
съемки в соответствии с задумкой фо
тографа.
Экспопара
Сочетание двух экспозиционных пара
метров (выдержки затвора и диафраг
менного числа), определяющее экспо
зицию. Характеризуется принципом
взаимозаместимости — сохранением
экспозиции при переходе от одной экс
попары к другой (при этом один из па
раметров увеличивается, а другой —
соответственно, уменьшается).
Accessory Shoe
Металлический, как правило,
разъем, расположенный на ка
мере и внешне похожий на «горячий
башмак». В отличие от последнего, не
имеет электрических контак тов и слу
жит для крепления на камере каких
либо дополнительных аксессуаров.
AE
Auto Exposure, автоматическая экспо
зиция, система для автоматической ус
тановки выдержки и диафрагмы в со
ответствии с замеренным уровнем ос
вещенности или яркос ти.
AEL, AE Lock
Расшифровывается как Auto exposure
Lock. Блокировка (запоминание) авто
экспозамера (часто совмещена с бло
кировкой автофокуса AF). Эта функ
ция позволяет произвести замер экс
позиции по важной области сюжета, а
затем перекомпоновать кадр. Обычно
AE Lock включается полунажатием на
кнопку спуска затвора, а иногда и на
специальную кнопку. В простых каме
рах блокировка сохраняется, пока не
отпущена кнопка спуска, а в продви
нутых камерах замеренная экспози
ция запоминается на определенное
время (несколько секунд), даже если
никакая кнопка не удерживается на
жатой.
AF, Auto Focus
См. « Автофокусировка».
AF Lock
Блокировка автофокуса. Сохранение
фокусировки на определенный объект
(расстояние) при удерживании полуна
жатой кнопки спуска. Полезно для пе
рекомпоновки кадра с сохранением
в фокусе важной час ти сюжета.
A
Э
Ш
Ц
Х
Ф
Т
2007
ЯНВАРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
111
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
(Focal Lenght, f, мм)
Расстояние от плоскости пленки
или матрицы (фокальной плоско
сти) до главной задней оптической
плоскости при его установке на
бесконечность. В зависимости от
фокусного расстояния объективы
делятся на нормальные, широко
угольные и телеобъективы.
ДИАФРАГМА
(Aperture)
В объективе фотокамеры располо
жено подвижное кольцо с отвер
стием переменного диаметра,
которое может открываться и за
крываться, как зрачок глаза. Это
и есть диафрагма. Она отвечает за
регулирование ГРИП, а также ко
личества света, падающего на ма
трицу. В некоторых камерах диа
фрагма совмещена с затвором.
Обычно диафрагма управляется
автоматикой камеры, хотя в неко
торых моделях предусмотрен и ре
жим ручного управления.
ВИНЬЕТИРОВАНИЕ
(Vigneting)
Эффект потемнения изображения
по краям (углам) кадра из за огра
ничения оправами объективов или
блендами наклонно падающих све
товых лучей. Возникает при боль
ших отверстиях диафрагмы и сни
жается при их уменьшении. В нор
мальных объективах снижение ос
вещенности по краям относитель
но центра достигает 30—40%,
а у широкоугольных объективов —
до 80%.
ФИКСИРОВАННЫЙ ФОКУС
(Fixed Focus)
Фиксированный фокус (обычно
с установкой на бесконечность)
имеется у большинства дешевых
аппаратов, называемых в народе
«мыльницами». Фиксированный
фокус не позволяет творчески по
дойти к съемке. Камера с такой
фокусировкой теоретически долж
на отображать с одинаковой резко
стью все предметы на расстоянии
от нескольких десятков сантимет
ров до бесконечности.
ФИКС-ФОКАЛ
(Fixed Focus lens)
Объектив с постоянным фокусным
расстоянием. Сменный объектив
зеркалки.
«IAUAEOEAIUA»
OA.IEIU
Электронный видоискатель
Он должен быть вам знаком по видео
камерам. Это небольшой монитор, кото
рый показывает изображение, сформи
рованное матрицей. Электронный видо
искатель обычно позволяет экономить
энергию элементов питания, но его не
достаток в том, что от него устают гла
за и он не всегда дает возможность эф
фективно пользоваться автофокусом.
Определения и термины
ГЛОССАРИЙ
076-81 Glossary.qxd 09.12.2006 19:37 Page 111
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 48 (Январь 2007) | Страница 111 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |