100 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ФЕВРАЛЬ
2007
МАСТЕР КЛАСС
Цифровое фото: управление цветом
Вполне естественно, что первой вашей
мыслью будет начать профилирование цве
та с фотокамеры. На самом деле, наиболее
важным устройством здесь является мони
тор, с него и следует начинать. Только с его
помощью мы сможете понять, что ваша ка
мера и принтер правильно откалиброваны
и профилированы.
Неизбежная проблема всех мониторов
заключается в том, что со временем воспро
изведение цвета ухудшается, а цветовая
гамма меняется. Это означает, что калиб
ровку и профилирование надо производить
регулярно, примерно раз в месяц. Кроме то
го, дорогие CRT мониторы передают цвет
более точно, чем большинство LCD монито
ров. Однако системы для профилирования
LCD мониторов за последнюю пару лет сде
лали скачок вперед и позволяют добиваться
приличных результатов.
Простой визуальный тест на предмет точ
ного профилирования монитора — сравнить
цветовое изображение на экране с отпеча
танным образцом. Например, набор Kodak
Color Management Check Up Kit состоит из
цветных изображений на бумаге и их ориги
налов на диске CD Rom. Крупнейшие произ
водители наборов для калибровки —
ColorVision, X Rite/Monaco и GretagMacbeth —
предлагают программные и аппаратные ре
шения. Сначала производится калибровка
монитора — аппаратное изменение парамет
ров, таких, как яркость, контраст и точка бе
лого RGB, и далее создается профиль мони
тора путем измерения цветовой гаммы в от
калиброванном состоянии. Профессионалам
и увлеченным любителям предлагаются сле
дующие ведущие продукты: ColorVision
Spyder2PRO (цена около $300), Pantone Eye
One Display 2 (около $250) и Monaco Optix XR
Pro ($400). Все они работают по схожим
принципам: используется колориметр, поме
щаемый к экрану монитора и анализирую
щий его цветопередачу, и программное обес
печение, создающее профиль устройства.
Из программных продуктов следует отме
тить Spyder2PRO и Eye One Display 2, позво
ляющие измерять уровень освещения в ком
нате и учитывать его при калибровке и про
филировании.
Вопрос специалисту
Как компенсируются различия между
цветовыми профилями.
Если говорить прямо, то никак. Монитор
не воспроизводит цвет точно по цвето
вой модели — он лишь пытается сделать
это. Именно по этой причине очень важ
но профилировать монитор. Профиль
позволяет монитору воспроизводить
именно те цвета, которые он может пере
дать точно и без искажений. Без прибо
ра для калибровки вы не можете пол
ностью доверять монитору. Кроме того,
следует ознакомиться с дополнительной
литературой о технической стороне цве
топередачи, хотя для большинства фо
тографов вполне достаточно ее визуаль
ной проверки.
Pantone Huey
Новое слово в профилирова
нии мониторов. Это устрой
ство размером с фломастер
может профилировать все
основные типы мониторов
(LCD, CRT и laptop) и явля
ется первым устройством,
способным подстраивать
монитор под изменения ок
ружающего освещения. Оно
вполне доступно по цене
(примерно 100 долларов), прос
то в использовании. Профилирова
ние занимает 3 минуты и является иде
альным приобретением для начинающих,
ищущих простое и быстрое решение.
После настройки монитора вы можете легко
понять, насколько правильно откалибрована
ваша камера. Если снятое на камеру изоб
ражение на отстроенном мониторе выдается
в некорректных цветах, даже если оно со
хранено в той же рабочей цветовой модели
(sRGB или Adobe RGB), это указывает на
неправильную настройку камеры.
Как и со всеми прочими устройствами,
вначале камеру следует откалибровать. Это
делается в два шага. Первый шаг: экспози
ция камеры отстраивается для получения
точки белого RGB между 232, 232, 232, 232
и 242, 242, 242, 242. Для этого необходимо
сфотографировать точный образец белого
(просто лист белой бумаги не подходит, так
как часто содержит осветлители, искажаю
щие белый). Второй шаг: установить нейт
ральный сбалансированный серый, в кото
рый входит среднее количество R, G и В. Для
этой цели мы рекомендуем, к примеру, ис
пользовать цветовую таблицу GretagMacbeth
ColorChecker (четвертый серый квадрат сле
ва). Далее, для профилирования откалибро
ванной камеры необходимо снять любую из
имеющихся стандартных цветовых таблиц.
В подавляющее большинство продуктов
включается такая таблица и ее цифровое
описание в цветовой модели Lab, используя
которое, программа быстро создает индиви
дуальный ICC профиль для вашей камеры.
Конечно же, для получения правильного
профиля цветовая таблица должна быть
сфотографирована в максимально нейт
ральных и сбалансированных по освещению
условиях. Например, если создать профиль
в красном освещении и потом попробовать
снять что то в нем же, то никакого эффекта
красного света вы не увидите. Хотя иногда
создать новый профиль для других условий
бывает полезно: предположим, вы снимаете
на улице, а в течение съемки освещение из
менилось или же настройки камеры случай
но сбились. Для исправления ситуации вам
требуется лишь переснять цветовую таблицу
в новых условиях или на новых настройках.
2
шаг
второй
Калибровка монитора
Калибровка
Монитор следует профилировать пер
вым, поскольку только с помощью
правильно отстроенного монитора можно
отстроить все остальные устройства
GretagMacbeth ColorChecker.
Существует несколько изве
стных цветовых таблиц для профи
лирования камер. Для получения
правильного результата таблицу
следует сфотографировать в нейт
ральном освещении
Наборы для
профилиро
вания мониторов
состоят из аппа
ратного устрой
ства и программ
ного обеспечения.
К монитору прик
реплен ColorVision
Spyder, измеряю
щий параметры
цвета
3
шаг
третий
Color_Management.qxd 18.01.2007 19:40 Page 100
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 49 (Февраль 2007) | Страница 102 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |