МАСТЕР КЛАСС
Добро пожаловать в макромир!
М
ир крохотных объектов, живых су
ществ и пейзажей поражает своим
многообразием и красотой. Чтобы
сделать такие снимки, вооружите свою фо
токамеру специальной оптикой, правильно
установите освещение и экспозицию и по
смотрите себе «под ноги». Прелесть подвод
ной макрофотографии в том, что ею можно
заниматься где угодно: в ближайшем пруду,
озере, реке. Попав на море, вы можете сде
лать прекрасные снимки прямо на пляже
отеля. Маска, ласты и трубка — вот и все не
обходимое, чтобы найти отличные объекты
для макросъемки под поверхностью воды.
Однажды в Египте я полдня провел под ста
рым причалом с маской и трубкой, снимая
«козявок» на обросших кораллами металли
ческих сваях, чем сильно удивил служащих
отеля… Если вы ныряете с аквалангом, мак
росъемка не даст вам заскучать, когда вы не
сможете делать широкоугольные снимки из
за низкой прозрачности воды. Для этого
жанра подводной съемки прозрачность воды
не так критична, так как слой воды между
объективом и объектом съемки минимален.
При макросъемке под водой дистанция
обычно не превышает тридцати сантимет
ров. Недостаток освещения также не будет
для вас препятствием, поскольку фото
вспышка обеспечит необходимое количество
света для правильной экспозиции.
Масштаб съемки
Все очень просто: соотношение между ре
альными размерами объекта и размером
его изображения на светочувствительной
матрице фотоаппарата или пленке называ
ется масштабом. Например, если вы снима
ете рыбку размером 1,5 см в масштабе 1 : 1,
то и на матрице фотоаппарата она будет
длиной 1,5 см. Обычно это называют съем
кой «в натуральную величину», кратность
увеличения составит 1х. Макроснимками
принято считать фотографии, снятые в
масштабе от 1 : 4 с кратностью увеличения
0,25х. Когда размер изображения становит
ся больше размера объекта, например, при
кратности увеличения 4х и масштабе 4 : 1,
такие снимки называются «супермакро».
Макрообъективы
Чаще всего под водой применяют макрообъ
ективы 50, 60, 100 и 105 мм. Все они позво
ляют снимать макрообъекты в натуральную
величину, так что при желании вы можете
немедленно перейти к съемке крупным пла
ном. Например, снимая маленького крабика
на веточке коралла, вы заметили, что к вам
приближается большая рыба зебра. Вы раз
ворачиваете камеру в ее сторону и делаете
ее «парадный портрет» с одного метра!
Какой объектив выбрать. Чем больше
фокусное расстояние макрообъектива, тем
больше будет его рабочая дистанция, то
есть расстояние от передней линзы объекти
ва до объекта. Именно поэтому применение
объективов с фокусным расстоянием боль
ше 105 мм под водой становится нецелесо
образным. Хотя иногда макрообъектив 200
мм может пригодиться для съемки особо
пугливых живых существ, которые просто
не подпустят к себе фотографа на
меньшую дистанцию.
Универсального макрообъектива
не существует. Оптимальный вы
бор будет зависеть от степени
«пугливости» объекта и проз
рачности воды. Например, в
не очень прозрачных водах
Белого моря снимать голо
жаберных моллюсков зна
чительно проще объекти
вом 60 мм или даже 50 мм,
а подвижных коралловых
рыбок на Красном море —
объективом 105 мм.
Глубина резкости
Чем больше фокусное рас
стояние, тем меньше глубина
резкости. На минимальных дистанциях
съемки она даже с полностью закрытой
диафрагмой будет составлять всего не
сколько миллиметров, а при съемке супер
макро будет стремиться к нулю. Интересно,
что разные объективы, например, 50 и 200
мм, дадут одинаковую глубину резкости, ес
ли будут задиафрагмированы на одну вели
чину и установлены на одинаковый масштаб
увеличения. Для макросъемки вам понадо
бится максимально возможная глубина рез
кости объектива, а это значит, что нужно
максимально закрывать диафрагму. Именно
поэтому фотовспышку приходится держать
так близко к объекту съемки — иначе мощ
ности вспышки просто не хватит для пра
вильного экспонирования.
Вспышки
Модульные армы (кронштейны) позволяют
установить вспышки близко к объекту и при
необходимости быстро менять их местопо
ложение. Например, при переходе от гори
зонтальной съемки к вертикальному постро
ению кадра. Устанавливая вспышки, имити
руйте солнечное освещение. Если у вас од
на вспышка, поставьте ее сверху и чуть сбо
к у от объекта. Две вспышки лучше располо
жить с двух сторон от объекта под углом 45
градусов сверху вниз. Чтобы сделать мягкие
тени с одной стороны, пододвиньте одну
вспышку ближе к объекту или уменьшите
мощность заполняющей вспышки на одно
деление диафрагмы.
В каком режиме лучше снимать — TTL
или ручном. Ручной контроль экспонирова
ния во время макросъемки обычно не вызы
вает проблем. Что тут сложного — посмот
реть на монитор, оценить правильность экс
позиции, ввести коррекцию и сделать
дубль. На суше это просто. Но под водой,
особенно снимая в режиме супермакро, все
немного сложнее: оторвав взгляд от видоис
кателя, чтобы посмотреть отснятый матери
Марка объектива
Sigma AF 50 мм f/2,8 EX DG Macro
Micro Nikkor 60 мм f/2,8D AF
Micro Nikkor 105 мм f/2,8G AF S VR
Micro Nikkor 200 мм f/4D ED IF AF
Мин. дистанция съемки (паспортная)
0,189 м
0,219 м
0,31 м
0,5 м
Масштаб съемки,
классификация
1 : 4, макро
1 : 2, макро
1 : 1, макро (в натур. велич.)
2 : 1, супермакро
4 : 1, супермакро
Кратность
увеличения
0,25х
0,5х
1х
2х
4х
«Универсального макрообъектива не
существует. Оптимальный выбор будет
зависеть от степени «пугливости» объекта
и прозрачности воды»
38 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАРТ
2007
Underwater(C)(P).qxd 14.02.2007 18:33 Page 38
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 50 (Март 2007) | Страница 38 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |