2007
АПРЕЛЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
45
Светографика
ТЕХНИКА СЪЕМКИ
выключите фонарик. Иначе вы можете слиш
ком выровнять освещение и сделать кадр
плоским и неинтересным.
Основные приемы
Есть два приема, которыми пользуются не
которые фотографы при работе со световой
кистью. Я ими не пользуюсь, но имеет
смысл упомянуть и о них. Первый: некото
рые фотографы используют мультиэкспози
цию. При этом делается несколько кадров,
и на каждом из них высвечивается какая то
определенная часть композиции. Затем все
эти фрагменты сводятся в Photoshop через
слои. Включая и выключая слои и меняя
степень их прозрачности, мы можем пост
фактум подобрать тот вариант освещения,
который нам понравится. Несмотря на то что
такой подход, возможно, дает нам чуть боль
ше свободы действий, я не люблю его и не
пользуюсь им. Может быть, он неплох при
съемке очень больших композиций, но я, ис
ходя из личного опыта, рекомендую высве
чивать всю композицию за один раз, полу
чить несколько вариантов и выбрать наибо
лее удачный. Второй прием: при съемке
очень больших композиций иногда рекомен
дуется заранее писать сценарий высвечива
ния композиции, в котором прописывается,
что именно, сколько секунд и с какого на
правления нужно освещать. Очень часто
этот прием используется вместе с мульти
экспозицией, описанной выше. Однако, сни
мая большую композицию из двух людей
(которую я высвечивал с помощником), я
вполне обошелся без сценария, работая ин
туитивно. Мне кажется, что отказ от мульти
экспозиции и сценария не сильно ограничи
вает мои возможности, но зато привносит в
работ у больше естественности и приятной
непредсказуемости.
Стоит отметить еще несколько важных
моментов при съемке со световой кистью.
Чтобы кадр получился резким, очень важно,
нажимая на спуск, не сдвинуть фотоаппарат
и не сбить резкость. Для этого можно ис
пользовать так называемый «самоспуск» с
задержкой на несколько секунд или пульт
дистанционного управления фотоаппарата.
Если вы снимаете в домашних условиях, то
лучше перенести съемку на темное время
суток, чтобы предотвратить засветку кадра,
так как вы, скорее всего, не сможете эф
фективно изолировать комнату от внешнего
света. Даже небольшой лучик, пробиваю
щийся из окна, может полностью засветить
ваш кадр на таких длительных выдержках.
С другой стороны, в абсолютно темной ком
нате можно зажечь маленькую свечк у в са
мом дальнем углу. Она не засветит кадр, за
то вы сможете видеть хотя бы вашу технику,
не зацепите в темноте ногой штатив и не
разрушите снимаемую композицию.
Если мы снимаем со световой кистью лю
дей, например, в таких жанрах, как портрет
или ню, то возникает еще одна очень важ
ная проблема — это фиксирование челове
ка в одной позе. О выдержке в 30 секунд в
этом случае речь, конечно, уже не идет. За
это время шевельнется даже самая профес
сиональная и старательная модель. Поэтому
нужно устанавливать выдержк у не больше
15 секунд, а то и всего 10, но даже и в тече
ние такого времени модели будет очень
сложно зафиксировать себя неподвижно.
Точнее, это просто невозможно, если чело
век не будет иметь опоры. Можно посовето
вать, прежде всего, дать модели опереться
спиной (если вы снимаете ее спереди) или
противоположным от камеры боком, напри
мер, о стену. Цвет стены не имеет значения,
так как если она не подсвечена, то все рав
но получится на фотографии черной. Такая
опора уже надежно зафиксирует тело моде
ли. Если у модели на фотографии рука
должна быть на весу, то надо поставить под
эту руку какую либо подпорку (в домашних
условиях это может быть просто швабра).
Это отлично зафиксирует руку, и при этом
подпорка будет не видна, поскольку мы не
станем на нее светить. Если требуется снять
необычный портрет, то, в качестве варианта,
очень легко получить так называемое «де
моническое» освещение лица, направив луч
фонарика снизу вверх.
Мы достаточно полно рассмотрели технику
фотосъемки, которая называется «световая
кисть». Она довольно проста и вместе с тем
невероятно привлекательна красотой и не
предсказуемостью. Успехов вам в овладе
нии как этой техникой съемки, так и фото
графией в целом!
«При съемке очень больших композиций иногда
рекомендуется заранее писать сценарий
высвечивания композиции»
Tekhnika_Siemki(C)(P).qxd 15.03.2007 10:52 Page 45
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 51 (Апрель 2007) | Страница 45 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |