2007
АПРЕЛЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
51
От рисования — к делу
АННАЛЫ
морального удовлетворения, еще и непло
хие дивиденды. В 1840 году в Нью Йорке
открылась первая студия в США. В Париже
на этот момент их насчитывалось уже с дю
жину. Спустя десятилетие их количество
составит полсотни. В среде состоятельных
буржуа делом хорошего вкуса считалось
иметь хотя бы пару фотопортретов, что
привлекало в ателье все больше знати и
знаменитостей, маня известных и просто бо
гатых людей со всего света. Шутка ли: ново
му искусству благоволили Королева Викто
рия и принц Альберт — в Англии, Наполеон III
— во Франции!
В индустрии трудились тысячи людей са
мых разных профессий (в одной только Анг
лии в новой отрасли были заняты 2800 чело
век): химики, обрабатывавшие негативы, пе
чатники, проявлявшие и закреплявшие ко
нечные отпечатки, рабочие и подмастерья,
ретушировавшие и подрезавшие фотогра
фии. Хватало, как и в любом перспективном
бизнесе, менеджеров и коммерческих аген
тов.
Впервые общеобязательное использова
ние получила ретушь. Применялась она, да
бы максимально удовлетворить любого кли
ента. Ведь далеко не все из них имели мо
дельную внешность, а удаление мимических
морщин (в лучшем случае) еще не практико
валось. Зато ретушь позволяла сделать лор
да Байрона даже из кривого старикашки.
Техническая ретушь делалась непосред
ственно на негативе тушью и ластиком, тог
да как художественная, на правах более
утонченной, предполагала работу каранда
шами и кистями. Зачастую художественная
ретушь приобретала живописный харак
Феличе Беато. Интерьер поместья Секундра Багх,
где в ходе Индийского восстания 1857 года бри
танские войска при поддержке лояльных им мест
ных сил уничтожили две тысячи мятежников
Студия дагеротиписта
Студии первых дагеротипистов, как правило, располагались на чердаках. Крыши были из стекла (a), что позволя
ло впускать в помещение максимальное количество света. Модель (b) садилась на вертящийся стул (так было
проще варьировать освещение), голова фиксировалась специальной подставкой (x).
1. Ассистент шлифовал пластину, покрытую слоем серебра, при помощи длинного полировщика до тех пор,
пока поверхность не начинала отражать так же хорошо, как зеркало (y). Отполированную пластину относили
в темную комнату (c), где обрабатывали химикалиями (хлоридом йода или хлоридом брома).
2. Оператор помещал пластину в камеру, расположенную на высоком помосте (z). Когда модель изъявляла го
товность, оператор снимал с аппарата крышку и отмерял время выдержки по часам (на этой иллюстрации пред
ставлена зеркальная камера Уолкотта, оборудованная изогнутым зеркалом вместо линзы).
3. Затем пластина возвращалась в темную комнату, где с нее и делалась фотография. Для этого требовались
пары подогретой ртути (d). Изображение получалось в результате промывки пластины в дитионате соды. Потом
пластину споласкивали в дистиллированной воде (e) и сушили.
4. Наконец, готовый портрет накрывали куском защитного стекла, затем вставляли либо в раму, либо в кожа
ную папку и предлагали клиенту для более близкого осмотра. Ранние дагеротипы были очень маленькими, поэто
му наши клиенты для изучения деталей используют лупы.
Э. Тьессо. Аборигенка. Мозамбик. 1845
Ноэль Мари Паймаль Леребю. Париж. 1840 е
Dagger(C)(P).qxd 15.03.2007 10:42 Page 51
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 51 (Апрель 2007) | Страница 51 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |