Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
20 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2007
К
ОЛОННЫ
Й ЗАЛ
К
ОЛОННЫ
Й ЗАЛ
Здесь фигуры, здесь цвета, здесь все образы частей
Вселенной сведены в точку. Какая точка столь чудесна.
Леонардо да Винчи. Codex Atlanticus (Атлантический кодекс)
Ф
отография родилась черно белой.
Так исторически сложилось: посте
пенное развитие технологии на каж
дый конкретный момент определяло резуль
тат и изначально, с момента возникновения,
поставило фотографию, как искусство, особ
няком. Это ощущалось особенно сильно по
тому, что в живописи, которую можно счи
тать повивальной бабкой фотографии, цвет
и свет уже давно властвовали безраздель
но…. Без цвета обходились разве что гравю
ры, работы графиков и эскизы. Цвет во мно
гом определял настроение художественного
произведения, участвовал в формировании
композиции, давал смысловые пояснения к
пониманию идеи. И вдруг появилось новое
направление, в котором цвет в изображении
отсутствовал, но при этом само изображение
было зеркальной копией реальных объектов.
Фотографическое ремесло осторожно дела
ло первые шаги, и, казалось, дело не пойдет
дальше простой фиксации лиц и событий.
Думаю, что изначально именно в отсутствии
цвета многим виделась ущербность нового
технократического искусства…
К тому времени, когда фотография толь
ко только выбиралась из пеленок, для живо
писи давно не было ограничений в выборе
палитры. Изобразительное искусство тоже
когда то начиналось с того, что цвета почти
не было: уголь и охра диктовали свои усло
вия первым художникам. Но рисунок прин
ципиально отличается от фотографии не
идентичностью созданного окружающему
пространству, и это стало водоразделом
между живописным и фотографическим
изображением. Реальный предмет мог пре
терпевать радикальные изменения в рисун
ке в соответствии с тем, каким он казался
или каким должен был быть по мнению ав
тора. Человек определял своей волей, что и
как оставить, что и как выделить, что исклю
чить из картины. Изображение ограничива
лось только фантазией художника или его
умением. Фотография нарушила эту тради
цию именно той точностью, дотошной скру
пулезностью, от которой изобразительное
искусство постоянно делало «шаги в сторо
ну». Даже Лев Толстой в своем труде «Что
такое искусство.» упоминает фотографию
именно в связи с этой механистической и
навязчивой подробностью передачи дета
лей: «…Второй прием, дающий подобие ис
к усства, это то, что я назвал подражатель
ностью. Сущность этого приема состоит в
том, чтобы передавать подробности, сопут
ствующие тому, что описывается или изоб
ражается. В словесном искусстве прием
этот состоит в том, чтобы описывать до ма
лейших подробностей внешний вид, лица,
одежды, жесты, звуки, помещения действу
ющих лиц со всеми случайностями, которые
встречаются в жизни. В живописи прием
этот сводит живопись к фотографии и унич
тожает разницу между фотографией и жи
вописью...» Надо ли говорить, что при таком
«генетическом материале» фотографии бы
ла поначалу отведена незавидная роль спо
соба копирования объектов — зеркала. Мир
должен был отразиться абсолютно точно и
застыть в этом отражении неподвижно, но
случилось непредвиденное: он отразился
черно белым. И это нецветное отражение
изменило его не менее, чем его могли бы
изменить десятки талантливых рук и умов.
Не скажу, что зеркало было кривым, но мир,
отраженный в нем, изменился и с потерей
цвета стал совсем другим. С цветом произо
шел процесс, подобный разложению свето
вого потока призмой, только в обратном
направлении. Вся цветовая гамма окружаю
щей жизни словно сложилась обратно в све
товой пучок, чтобы вернуться к своему ис
точнику, выхватывая из многоцветия жизни
то, вокруг чего она строится — линии и рит
мы. И фотографы активно начали использо
вать многовековый опыт работы с линиями
и тональностями, формами и фактурами, от
точенный в графике и гравюре. А когда фо
тография вышла из павильонов на улицы и
появился репортаж, многим показалось: вот
где достоинство и, одновременно, беда фо
тографии — излишняя документальность
уместна и приемлема. Казалось, вот оно —
призвание фотографии: зафиксировать со
бытие и сделать это абсолютно достоверно.
Но если есть выражение «врет, как очеви
дец», то это вполне применимо и к фотогра
Образ цвета,
или Размышления о черно белом и цветном в фотографии
#Kolonniy_zal(C)(P).qxd 11.04.2007 12:43 Page 20
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 52 (Май 2007) | Страница 20Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи