30 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2007
ТЕХНИКА СЪЕМКИ
Н
а первый взгляд может показаться,
что для получения хорошего резуль
тата при съемке в подобных условиях
понадобится специальная аппаратура, доро
гостоящие приспособления и знание немыс
лимых секретов работы с «диким светом».
На самом деле, все не так страшно. Безус
ловно, знать и иметь (!) кое что нужно… Но,
скорее, нужно чувствовать, предугадывая
удачный момент для съемки.
На примере приведенных иллюстраций вы
сами можете убедиться в том, что радующее
глаз «нечто» можно сделать, не затрачивая
безумных денег. Разница между возможнос
тями камер совершенно разных классов не
всегда заметна в конечном снимке. И сов
сем не потому, что вас обманул производи
тель, и вы переплатили. Нет. Дело в том, что
подтверждается старая истина: главная де
таль фотоаппарата — это фотограф. Кто,
как не вы сами — залог успеха.
Оlympus C5060 WZ, Sony DSC R1, Canon
350D, Canon EOS 5D — вот, собственно, и
весь набор инструментов, с помощью кото
рых были сделаны публикуемые фотогра
фии. Мы не ставим перед собой задачу
сравнения несравнимого. Не претендуем на
валидность и научность своих исследова
ний. Однако полагаем, что ход наших рас
суждений вполне логичен и, стало быть, мо
жет приниматься за корректный. Нельзя
сравнивать понятия различных семантиче
ских категорий: сладкое и твердое, теплое
и мокрое. Как, к примеру, соотнести 5 мега
пиксельную «мыльницу» Оlympus C5060 WZ
с полнокадровой матрицей Canon EOS 5D.
Или пусть даже цейсcовскую оптику Sony
с объективами L серии. Да очень просто…
По результату.
Не будем долго останавливаться на таких
априорных темах, как «разрешение на съем
к у» и «поведение фотографа». Понятно, что
высокохудожественные фотографии, как и
хороший экспромт, следует продумывать за
ранее. Также не будем касаться красивых
театроведческих симулякров — информаци
онных пиков, энергетических всплесков и
эмоциональных подъемов. Для визуализа
ции это не всегда первоопределяющие поня
тия.
Вот, к примеру, две фотографии, снятые
в разных условиях камерой Оlympus C5060
WZ со штатива (ил. 1, 2). Спросите любого
эксперта, пусть определит, какая из работ
сделана на репетиции, а какая — на спектак
ле. Пусть он в них отыщет информационно
энергетический резонанс. Раскрою секрет…
Первая — кульминационный момент спек
такля «Саломея» — танец Саломеи (Сало
мея — заслуженный артист РФ Дмитрий Бо
зин). Прыжок Бозина в контровом свете уда
лость «заморозить» на ISO 200, 1/80 с, F6,3,
ф. расст. 22,9 мм. Вторая — репетиционный
момент спектакля «Дон Жуан» (ISO 200,
1,6 с, F5,6, ф. расст. 12,4 мм, со вспышкой).
Что любопытно — со слов актера, за во
семь лет проката «Саломеи» по всему миру
и при наличии 2 тысяч фото разных авторов
в личном архиве, подобных снимков у него
не было...
Основные принципы съемок в сложном,
постоянно меняющемся сценическом свете,
примерно следующие. Высокие значения
ISO (800–1600). Однако, как видно из приве
денных снимков, возможны и меньшие зна
чения (200–400).
Очень важен замер экспозиции. Уместно
применение точечного замера. Сложный
свет — это классический случай замера экс
позиции по точке. Очень трудно правильно
оценить интенсивность света, если по краям
сцены — мрак, в центре — световые пятна,
а сверху еще — пушка. Пусть вокруг акте
ров темнота, но сами они или их лица, как
правило, ярко освещены. Если просто опре
делять экспозицию по всему полю или по
центру кадра, то ошибки неизбежны, и на
снимке будут хорошо видны лишь декора
ции, а лица актеров превратятся в белые
пятна. Чтобы такого не случилось, замеры
следует производить точкой по ярким лицам
и снимать мизансцену в ручном режиме. Ес
ли свет изменился, замеры приходится де
лать вновь и вновь.
Если же вы снимаете динамичные сцены,
то к сложному свету еще прибавляются
быстрые движения и прыжки. Следователь
но, в данном случае нужны короткие вы
Снимаем в сценическом свете
Давайте поговорим о съемках мероприятий, изначально предполагающих
использование многочисленных и разнообразных источников света. Пушки,
софиты, прожекторы, стробоскопы, лазерные установки… Чего только не
придумали профессионалы для создания атмосферы праздника
2
3
1
Szeni4esky_svet(C)(P).qxd 12.04.2007 20:34 Page 30
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 52 (Май 2007) | Страница 30 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |