48 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ИЮЛЬ
2007
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«М
оя» скамейка стоит во дворе
одной из немногих, последних,
пятиэтажек (со всех сторон ее
уже обступили дорогущие корпуса красного
кирпича) в престижном сегодня районе, ря
дом с метро «Проспект Вернадского». Но
пятиэтажка была заселена еще в прежние
времена, так что ее «коренное» населе
ние — люди, по преимуществу, что называ
ется, простые. Конечно, смена поколений,
миграция и так далее, однако по преимуще
ству — и до сих пор — простые. Если бы
взять скамейку где нибудь внутри Бульвар
ного кольца, картина получилась бы не
сколько иная, так что чуть претенциозное
название, которое я дал этому циклу: «Rus
sia today», «Россия сегодня», — претендо
вать на полную адекватность изображаемо
му, естественно, не может. Но на неполную
и достаточно выразительную — почему нет.
Удобная точка съемки: на балконе собст
венной квартиры — разумеется, стечение
обстоятельств, хотя не столь уж и уникаль
ное. Расстояние до объекта тоже оказалось
по случаю в самый раз: трехсотый объектив
(четырехсот восьмидесятый, если с пересче
том на кроп фактор матрицы) как раз уме
щает скамейку и тех нескольких человек, ко
торые обычно на ней сидят или кучкуются
возле нее.
Началось все с довольно механической,
сугубо концептуальной идеи: выставить на
балкон аппарат на штативе, навести на ска
мейк у фокус, задать автоматическ ую съем
к у с интервалом в минуту и идти заниматься
своими делами. Когда же флэшка заполнит
ся, просмотреть ее, выкинуть лишнее, а из
оставшегося — набрать цикл. Однако дер
жать аппарат на балконе все время — заня
тие и не вполне удобное, и, по сути, доволь
но дурацкое, поэтому после двух трех пер
вых сессий я стал выставлять камеру на
балкон только в случаях, когда обнаруживал
на скамейке что то интересное. Да еще и
выходил каждые пятьдесять минут: прове
рить, не разошелся ли (или, напротив, не со
шелся ли) интересный народ.
Как раз на эту пору пришлась смена ка
меры. Вместо Olympus E20 у меня появился
Canon, в который таймер не встроен, а обза
вестись им, добавочным, все не доходили
руки, все жалел денег. И съемка, потеряв
механистическую концептуальность, приоб
рела чисто волевой, творческий характер:
видя на скамейке что то интересное, я прос
то брал камеру и снимал с рук — благо, и
чувствительность у матрицы стала повыше,
и объектив оказался со стабилизатором. Так
что штатив перестал быть предметом на
сущной необходимости (тут нужно заметить,
что наиболее интересные сцены случаются
около «моей» скамейки, вдобавок, стоящей
в окружении деревьев, почему то не в самое
светлое время суток).
После смены парадигмы выяснилось, что
времени на отбор кадров стало уходить куда
меньше, ибо они в значительной мере отби
рались прямо в процессе съемки, зато кад
ров, неожиданных для меня самого, не оста
лось вовсе. Когда в рамках «автоматичес
кой» серии в кадр вдруг попадала половин
ка собаки или оставленные на пустой пло
щадке бутылки — они меня самого поража
ли эдакой… свежестью! Но сколько в этой
свежести было моей творческой воли. Раз
ве что капелька: в отборе подсказанного
жизнью. Помню, мой знакомый киноопера
тор, когда в магазинах появились «фото
мыльницы», назвал их чрезвычайно, на мой
вкус, метко: «Я снял, дурак!»
Наученный подсказками автомата, я, пе
рейдя в ручной, «творческий» режим, пы
тался не пропускать подобных кадров, что
называется, «с половинкой собаки», но так
ни одного за год с лишним почему то и не
поймал: видать, слишком велика десяти
летиями накапливавшаяся инерция крите
риев отбора кадров для съемки. Которой
таймер лишен начисто. (Чуть было не напи
сал: «дурак таймер», да тут же и подумал:
а кто на самом деле из нас двоих — ду
рак.)
Я продолжаю серию: когда — выхватывая
из жизни единственный, особенно вкусный
кадр, когда — делая серии «процесса» (по
следняя моя радос ть — процесс «на двоих»,
кадры 147–157 на страничке ekozl.fotki.com/
bench/page8.html), и все чаще подумываю
о приобретении таймера: он, похоже, спосо
бен серьезно научить «видеть жизнь» даже
такого опытного любителя фотореализма,
как я.
И сотня баксов — совсем недорогая цена
за уроки такого потрясающего учителя.
Евгений КОЗЛОВСКИЙ
Я снял, дурак!
Идея скамейки как микроскопической сцены, на которой разыгрываются
скетчи жизни, как вы понимаете, не нова — взять того же Херлуфа
Бидструпа
«Удобная точка съемки: на балконе собственной
квартиры — разумеется, стечение обстоятельств»
P#Obyasnit_Zapiska(C)(P).qxd 14.06.2007 16:27 Page 48
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 54 (Июль 2007) | Страница 48 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |