были свои важные достоинства — она стимули
рует ответственное отношение к кадру, не пере
носит съемки наспех, заставляет тщательно
строить кадр. Очень помогает громадный видо
искатель. С цифрой все легче, проще и нагляд
нее, но хорошо бы сохранить то положительное,
что было в пленочной фотографии.
Свое, только свое
И УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ
Не пытайтесь копировать чьи то фо
тографические успехи. Точнее, это
необходимо для обучения, чтобы овладеть тем
или иным приемом, но уж никак не стоит рас
сматривать очевидный повтор как свое собст
венное достижение. Интересно понять (и осво
ить), как кто что делал, как ставил свет, но это
нужно применять как средство для движения
по своему пути.
Готовьте момент
И ГОТОВЬТЕСЬ К МОМЕНТУ
В фотографии важно оказаться в
нужном месте в нужное время и с
расчехленной и заряженной камерой. Это ред
ко когда удается, но эту задачу нужно помнить
и быть к ней готовым — иначе это не удастся
совсем.
Количество
и качество
САМО ПО СЕБЕ — НЕ БЫВАЕТ
Механического перехода коли
чества в качество в фотографии не случается.
То есть можно снимать много, и никак не улуч
шать своих кадров. Чтобы что то свершилось,
надо приложить усилия. В частности, в фото
графии нужно не просто снимать и снимать —
нужно еще и думать над своими и чужими кад
рами, консультироваться со специалистами. Ес
ли вы начали снимать движение — изучайте хо
реографию, хоть по телевизору. Учитесь видеть
движение везде. Мне часто видятся фигуры
движения человека, например, в деревьях, в пе
реплетении веток — не внешнее, а внутреннее
сходство, и оно мне помогает при съемке.
ходе совместной работы здесь вникла в наши
проблемы. Кроме пластической выразитель
ности, еще одна цель такого костюма — избе
жать излишней эротичности, чтобы выдержать
уровень образа.
Осторожнее
с эротикой
БЫСТРО ВСПЫХИВАЕТ, БЫСТРО ГАСНЕТ
С излишней долей эротики образ по
лучается очень простым. Этот путь к зрителю
самый короткий, но и самый тупиковый. Само
по себе человеческое тело — совершенная
структура, но эротика часто мешает это уви
деть. Костюм — не единственный способ «при
гасить» эротику; можно, снимая обнаженку,
снимать ее как пейзаж, как натюрморт. И опять
— лучше с хореографом, который обладает со
ответствующим умением и может поменять
точку зрения фотографа на натуру. Это как че
ловек знающий и видящий может указать не
специалисту, который смотрит, но не видит.
Зритель (и фотограф) часто видит только
часть тела. А оно совершенно, когда восприни
маешь его в целом.
Свет
РЕЗКИЙ И ОДИН
Мне нравится снимать с одним источ
ником, желательно направленным.
Я привык работать с постоянным светом —
обычно это театральный прожектор 500–1000
Вт с линзой Френеля, он дает выразительный
направленный свет, и его мощности вполне
хватает для коротких выдержек — не помню,
чтобы эта проблема когда то мешала съемке,
даже при установке низкой чувствительности.
Цифра
СВОИ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Цифровая камера (Canon 5D) у меня
появилась только год назад, когда я
решил, что цифровая техника достигла, наконец,
приемлемого уровня качества. До этого снимал
в основном на средний формат, чаще всего уме
ренным телевиком. У среднеформатной техники
Учите хореографию
У ДВИЖЕНИЯ СВОИ ЗАКОНЫ
Если вы собрались всерьез заняться
съемкой движения, очень важно изу
чить хотя бы основы хореографии. Нужно
знать, как поставить модель, понимать структу
ру движения. Практически все мои удачные
снимки были сделаны в постановке моей жены
Ольги Бавдилович, профессионального хореог
рафа. Если задумана ответственная сессия,
стоит пригласить постановщика консультанта.
Со временем вы и сами сможете понять осно
вы, но для серьезной работы все таки нужны
специалисты.
Не все сразу
ДАЙТЕ ВРЕМЯ НАСТРОИТЬСЯ
Этот совет был особенно важен во
времена затратной пленочной фо
тографии, но и сейчас знать его не помешает.
Как показывает опыт, первые кадры (снятые в
начальные полчаса сессии) неизбежно идут в
корзину. Экономные «пленочники» даже не за
ряжали пленку в камеру, пока модель не «ра
зогреется» (правда, не все камеры позволяли
это сделать). Теперь экономить не нужно, но
стоит знать типичный ход сессии, чтобы оста
вить время и силы для главного ее этапа.
Статика
выразительнее
ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА МУЧЬТЕ МОДЕЛЬ
Важно передержать модель в выб
ранной позе до появления заметного напряже
ния. Тремор выходит на снимках очень фотоге
ничным. Это, конечно, негуманно, но проще во
обще ничего не делать, а красота требует жертв.
По одежке…
ОБРАЗ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ
Очень важен сценический костюм —
он создает образ, подтверждает его.
Хороший костюм подобрать (и часто достать)
непросто, но дело стоит того. Лайкра, в кото
рой была снята эта сессия, была прислана нам
знакомой хореографом из Америки, которая в
10 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
АВГУСТ
2007
7
6
5
9
3
1
2
4
1
0
«В фотографии нужно не просто снимать и снимать —
нужно еще и думать»
КОНСТАНТИН ШУЛЬГА
профессиональный ювелир,
фотограф, член Творческо
го союза художников Рос
сии и Союза фотохудожни
ков России. Провел не
сколько персональных экс
позиций, участвовал во
многих международных
выставках.
1
0
КОНСТАНТИН ШУЛЬГА
профессиональных советов
Вдохновение...
8
Vdohnovenie_avtor(C)(P).qxd 10.07.2007 14:50 Page 10
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 55 (Август 2007) | Страница 10 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |