2007
СЕНТЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
41
Неботаника. Фотография и растения
ТЕМА НОМЕРА
Камере «Москва 5» было больше 50 лет на момент съемки. Это такая складная портативная дальномерная камера
с гармошкой, форматом кадра 6 х 9 см и весом 930 г. По некоторым расчетам эквивалентна цифровой камере
160–180 мегапикселей. Файл оцифрованного негатива весит около 600 мегабайт. Что, пленка «must die».
Утреннее солнце, заглядывающее под край облаков, создало подробный светотеневой рисунок, а способность опти
ки старого образца передавать полутона придала ему физически ощутимую объемность. В освещении сцены не послед
нюю роль сыграл свет, отраженный к земле сплошными облаками. Пришлось пулей вылететь из электрички на полпути
и вприпрыжку кинуться к точке съемке (заранее, за несколько лет, примеченной). Успел сделать всего три кадра вари
анта, и все переменилось.
санными выше способами и, конечно, ме
няя объективы. А вы думали — я собира
тель, для личного удовольствия складиру
ющий несметное количество оборудова
ния в шкафу и в кофре.
О разнице работы объективов с различ
ными оптическими схемами смотрите спе
циальную литературу (умоляю, не читайте
книжки «для чайников», даже перевод
ные!) либо всем миром закажите статью
редактору журнала. Он отзывчив.
Опять о резкости,
вернее, о разрешении
Как картинка. (См. фото справа внизу.)
Как «детализация». Разрешение объек
тива по центру — 22 лин./мм, по краю
кадра — 18. (N.B. Не приличные 90 и не
жалкие 50, а 22 — двойных, т. е. черная и
белая одинаковой ширины, линии на мил
лиметр.) Да еще подвижная передняя
линза, вечно ускользающая от оптималь
ного положения.
Применение ненаучного термина «дета
лизация» вызывает у меня тянущие ощу
щения внизу живота: увеличивая ее, я
смогу рассмотреть шестой палец или
что. А если я не смогу рассмотреть пре
дыдущие пять, следует ли полагать, что я
пользуюсь фотообъективом.
Разрешение человеческого глаза —
12–16 лин./мм. Вот так. Исходя из этих
сведений и своего опыта, могу заявить:
«Коллеги! Не мудрите с разрешением
объективов и матриц! Решающее значе
ние имеет освещение сцены, расположе
ние теней и бликов! Именно они рисуют
изображение! И выявляют детали».
Свет и тени
и управление ими
Тени создают изображение. Если посмот
реть на солнце — ничего не увидишь (не
пытайтесь проверить — можете не уви
деть уже ничего и никогда из за ожога
сетчатки глаз!), а в «Черном квадрате»
Малевича чего только ученый люд не ви
дит (один увидел 12 оттенков черного).
Предлагаю приятное упражнение. Бере
те еду и напитки по вкусу и устраиваетесь
перед каким нибудь полем с кустами и пе
релесками на пикник. И сидите с раннего
утра до позднего вечера, наблюдая, как
изменяется ваш объект в зависимости от
времени дня (читай: от положения свети
ла). Вы заметите, как меняются краски,
объемы, фактура поверхности. Иногда не
узнаваемо! Полезнейшее упражнение, и
очень приятное, если правильно выбрать
еду, напитки и спутников, — только все
это не должно отвлекать от созерцания
(залив глаза, как вы отличите изменения в
пейзаже от собственных грез.). Картина
у вас должна сложиться слитная, цельная,
а не фрагментарная, рваная. Имейте при
себе компас, часы и блокнот. Полезен и
P#TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 15.08.2007 8:22 Page 41
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 56 (Сентябрь 2007) | Страница 41 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |