42 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
СЕНТЯБРЬ
2007
из черной и белой красок, но его называют
ЖИВОПИСЬЮ, а черно белая фотография —
ГРАФИКА. Пятно против линии (см. преды
дущий абзац). Но черно белую фотогра
фию на цветном материале снять можно,
если учитывать особенности этих столь
разных техник. Хотя проще на черно белом.
Растительные орнаменты:
реальные и художественные
А в графичном (черно белом) изображении
проще заметить орнаменты и их элементы
(раппорты), сложенные самой природой.
Очарование от такого орнамента, предос
тавленного реальной реальностью, не срав
нится ни с чем. Вспомните свои детские
разглядывания трещин на стене и пятен на
краске! Помните ту радость, состоящую из
радости открытия и радости удавшегося
эстетического упражнения. Вот об этом
я и говорю.
Прямые линии в природе
Живее всех живых мнение фотографов
о том, что природа не терпит прямых линий
и не может их производить, мол, — в при
роде все случайно. Утверждающее это
субъекты никогда не видели горизонта над
водной гладью, граней кристаллов, теней
от стволов деревьев. Смотрите вниматель
ней! Летящие снежинки при длительных
выдержках рисуются отрезками прямых ли
ний, и т. д. и т. п. Поэтому я не могу ска
зать, что смело ввожу прямые в свои изоб
ражения. Смело — это ню на пороге Госу
дарственной Думы (не сочтите рекоменда
цией или подстрекательством).
Посмотрите внимательней, и долго ис
кать сюжетов вам не придется. Их много.
А потом — в графический редактор.
И будет вам счастье.
ТЕМА НОМЕРА
Неботаника. Фотография и растения
фотоаппарат на штативе. Я редко советую
людям то, чего не делал сам, поэтому по
верьте и сделайте, несмотря на кажущую
ся очевидность результата. Мне упражне
ние далось легче: я непьющий потому, что
ни на секунду не хочу терять ощущения
этой волшебной реальной реальности. Так
мне интереснее.
Вы уже поняли, что лучший способ уп
равления естественным освещением —
это ожидание, понимание, когда вернуть
ся к объекту, чтобы застать нужный вам
светотеневой рисунок.
Любое использование искусственного
освещения на пленэре ведет к наруше
нию реального светотеневого рисунка.
Единственное, что я позволяю себе в
чрезвычайно сложных условиях или при
научной съемке, — небольшой отража
тель и кольцевую бестеневую вспышку
Vivitar с ведущим числом 5 при ISO 100.
Итак: часы, компас, камера и отража
тель. Еще полезен складной стульчик.
И не забудьте: солнце не встает на вос
токе и не садится на западе!
Minimum minimorum
знаний при съемке
Юридические: что будет, если вас засту
кают за сбором растений, занесенных в
«Красную книгу».
Фотографические: хотя бы возможно
сти и алгоритмы работы вашего собствен
ного фотоаппарата. Не названия прог
раммных режимов, если камера автома
тическая, а алгоритмы их отработки!
Фенологические: что и когда. Хотя бы
в терминах «беленькие, желтенькие, си
ненькие», листва желтеет краснеет.
Агрономические: что и когда, может
быть — да, может быть — нет (цветет
рапс, геометрия полос на полях, стога
и рулоны сена).
Ботанические: что есть вредного и
опасного. Самое самое изображение, ко
торое я видел, содержало обнаженную в
зарослях уродливо огромного зонтичного
растения и кокетливо прикрывавшую раз
ные свои интересные места его листьями
и соцветиями. Крапива, чтоб вы знали,
в сравнении с этим борщевиком, как туа
летная бумага в сравнении с наждачной.
Конфиденциальность
Некая интернетовская братва застукала
случайно моего товарища Вадима Фили
монова на месте съемки пейзажа. Масте
ра узнали. «Гена! Сначала там появились
коробки из под пленки, потом тропа, по
том кто то сломал дерево, которое я при
ехал снимать, наверно, монастырь заго
раживало…»
Я знаю, под каким московским кустом
цветут орхидеи, но не скажу. Зато честно
скажу, где снимаю остальные свои рабо
ты — в России!
P#TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 15.08.2007 8:22 Page 42
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 56 (Сентябрь 2007) | Страница 42 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |