Гармония в цвете
Не все люди способны видеть и восприни
мать цвет эстетически, как и многие из нас
лишены музыкального слуха. Далеко не все
фотографы способны умело ввести цвет в
свое творчество. Зачастую отношение мас
теров к снимаемому на цвет чисто утилитар
ное (поскольку и их отношение к цвету ути
литарное). Но если вам от природы не дана
способность чувствовать цветовую гармо
нию, то азы цветоведения можно просто вы
зубрить.
Для начала давайте ознакомимся с основ
ными понятиями.
Оттенок (цвет) — вариации одного цвета
(красного, синего...).
Интенсивность — уровень концентрации
цвета (преобладание того или иного тона).
Глубина — степень яркости (или приглу
шенности) цветовой тональности.
Светлота — степень разбеленности (доля
присутствия в цвете белого и светло серого
тонов).
Насыщенность — доля присутствия тем
но серого и черного тонов.
Яркость — зависит от количества света,
излучаемого данным цветом.
Характеризуя те или иные цвета, часто
употребляют слова «теплый» или «холод
ный».
К первым относятся красные, оранжевые,
желтые цвета, ко вторым — голубые, синие,
фиолетовые.
Известно, что далеко не все цвета способ
ны гармонично дополнять друг друга. Неуме
лое обращение с цветом может привести
к избыточности, дисгармонии, блеклости,
посредственности. При удачной же комбина
ции цвета подчеркивают и усиливают свои
свойства. И если работа художника упроща
ется тем, что он сам определяет общий коло
рит и цвет деталей, то задача фотографа на
порядок сложнее — нужный цвет и цветовые
комбинации приходится отыскивать в реаль
ной жизни (хотя сейчас на помощь может
прийти фоторедактор). Но и для художника,
и для фотографа залог хорошей работы —
это знание принципов цветовой гармонии.
Совмещать можно:
близкие по тональности цвета; один из
излюбленных приемов многих фотографов —
эффект монохрома;
равные по светлоте (например, съемка
в темном или светлом ключе);
а также противоположные тона цветов.
Контрастные цвета усиливают свойства друг
друга.
Для определения цветовых контрастов
удобно пользоваться цветовым кругом. Са
мые гармоничные сочетания находятся на
против друг друга: синий/желтый, голу
бой/коричневый, красный/зеленый… А те
перь представьте эти сочетания в природе,
для начала самые простые: море и песок,
васильки в колосьях, алые маки в зеленой
траве.
Кроме того, есть три нейтральных цвета,
которые принимают любые цветовые соче
тания: черный, белый и серый.
Важно также учитывать и то, что теплые
цвета визуально приближают, а холодные —
удаляют изображение. И чем теплее цвет,
тем он активнее, тем больше он «занимает
места» в изображении. Так, красный — са
мый горячий из цветов — даже в малом ко
личестве остается в доминанте, поэтому им
ни в коем случае нельзя злоупотреблять.
Изложить на паре страниц все принципы и
законы колористики — классическая попыт
ка объять необъятное. Цветоведение — это
отдельная наука, которой посвящено немало
книг и изданий. Но главное — положить на
чало, а далее скажем словами Кандинского:
«Необходимо, чтобы художник, кроме глаза,
воспитывал и душу, чтобы и она приобрела
способность тончайшим образом взвеши
вать цвет, действуя в качестве определяю
щей силы, не только при восприятии внеш
них впечатлений, но и при создании произ
ведения искусства…»
Анна ЛЕМЕШ
ТЕОРИЯ
Искусство цветописи
50 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
СЕНТЯБРЬ
2007
Из истории цветной
фотографии
1839 г. — изобретение фотографии.
Дагер и Тальбот.
1861 г. — Джеймс Клерк Максвелл
впервые продемонстрировал возмож
ность получения цветного изображения
путем одновременного совмещенного
проецирования красного, синего и зеле
ного диапозитивов.
1903–1906 г. — российский фотограф
Сергей Михайлович Прокудин Горский до
бился практических результатов в получе
нии цветных снимков.
1935 г. — в продажу поступает пленка
«Кодаколор» — первая пленка, позволяю
щая получать цветные снимки.
1963 г. — в продажу поступает фотоап
парат «Полароид».
1969 г. — точка отсчета истории цифро
вой фотографии. В 1963 году ученым
Стэнфордского университета Д. Греггом
был создан прототип того, что сегодня
можно было бы назвать цифровой каме
рой. Фотоаппарат был оборудован «ви
деодиском», мог снимать и на несколько
минут сохранять на этом «видеодиске»
снимки.
1991 г. — завершение этапа формиро
вания концепции цифрового фото — соз
дание компанией Kodak первого фотоап
парата, самостоятельно преобразующего
аналоговый сигнал в цифровой. Система
называлась Kodak Digital Camera System.
Lemana_Zvetopis(C)(P).qxd 13.08.2007 22:19 Page 50
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 56 (Сентябрь 2007) | Страница 50 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |