52 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
СЕНТЯБРЬ
2007
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
Будапеште, когда я там впервые ока
зался, почти все время шел дождь.
Ну, то есть он время от времени пре
кращался, потом собирался снова, и понят
ное дело, что люди, присаживаясь за столик
кафе выпить кофе или пива, предпочитали
заблаговременно оказаться в глубине, под
козырьком крыши или надежным навесом.
Свет, естественно, заполнял наружную
часть и внутреннюю по разному, но благода
ря пасмурному дню оказался в редко счаст
ливом диапазоне широты матрицы, которая
сумела ухватить и темную часть кадра, и
светлую. Причем то, что обычно в фотогра
фии считается главным, — люди (если они
вообще присутствуют на снимке) оказались
в полутьме, сгущенной еще и ранним вече
ром; а на первый и вроде бы не особо зна
чимый план вылезли столики (на нескольких
из которых, если приглядеться, можно заме
тить почти сливающиеся со столешницами
прозрачные стеклянные пепельницы, едва
ли не главную мою радость!) и спинки стуль
ев. Очевидный, подчеркнутый ритм сравни
тельно светлого переднего плана, и вечная
человеческая неупорядоченность — темного
заднего. Наверное, стандартно классически
было бы установить экспозицию по людям,
а столики — обрезать, во всяком случае —
по серединной линии снимка, а те, что оста
лись, — возможно, слегка подтемнить или,
напротив, разбелить до полуразличимости.
Получилась бы эдакая, что называется,
уличная сценка.
В общем случае, человек — это загадка
загадок. Вдвойне загадочным получается
(если, конечно, получается) — его изображе
ние. Втройне — если его изображение сде
лано не под ярким модельным (или хотя
бы — просто заполняющим) светом, а под
смотрено в полутьме или сквозь не вполне
прозрачную или слегка бликующую среду…
Действительно: ну вот, сидят какие то люди,
выполняющие на этом снимке, скорее, роль
не особо важного фона для четкого светлого
ритма оттененных замысловатыми, орна
ментальными логотипами полукружий.
И взгляд зрителя как бы и не призывается
особо разглядывать полутьму фона. Но ес
ли, вопреки отсутствию призыва, взгляд все
таки за фон зацепится, то, пожалуй, найдет
себе немало пищи… Остается, возможно,
единственный вопрос: должен ли фотограф
подсказывать зрителю, куда и зачем смот
реть, или, напротив, — максимально при
крыть от него секрет снимка, рассчитывая,
что увидит его только тот, кто способен его
разгадать. А остальным — и не надо… Эда
кий «герметический» подход. «Говорящий
не знает, а знающий не говорит», — как
пропел бард…
Вот идет уже четвертая моя колонка, и,
вопреки самим же мною придуманным пра
Art cafe
Obyasnit_Zapiska_september(C)(P).qxd 13.08.2007 12:04 Page 52
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 56 (Сентябрь 2007) | Страница 52 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |