Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
2007
СЕНТЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
53
Art cafe
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
вилам игры: другой — выбирает, я — объяс
няю, — я в четвертый уже раз дополняю вы
бор главного редактора своим собственным,
добавляя к главному «чужому» снимку один
другой «собственный». Возможно, такое на
рушение правил идет на пользу делу, прив
лекая оттеняющие, как правило, правила
исключения. Здесь это будет тоже групповой
человеческий портрет, сделанный в тот же
день (уже совсем вечером) и в том же горо
де — в Будапеште.
Сказать честно, я, пребывая в Будапеште,
и в голове не держал этого, конечно, важно
го не только для венгров, но и для нас срав
нительно далекого, практически — полуве
ковой давности, исторического события. Со
ветского вторжения в Венгрию 1956 года. Ну
то есть не то, чтобы совсем не держал, оно
шло неким психологически историческим
фоном, объясняя, например, радушие дале
ко не всех прохожих, когда они понимали,
что я — русский, но уж во всяком случае —
без дат. А венгры дату, конечно, помнили.
И вот, когда спустился вечер, на берег Ду
ная, буквально на километры его набереж
ных, стал стягиваться народ. Самый, конеч
но, разный, — но мне так и не удалось
встретить в этих растянутых толпах, в этих,
скорее, живых цепочках, ни одного очевидно
несимпатичного лица. Стал стягиваться и
зажигать: кто — свечи, кто — маленькие
факелы. Короче — открытый или чуть при
крытый огонь. Прикрывая его то ладонями,
то загодя припасенными стеклянными аба
журами от свежего ветра с реки. Одновре
менно с этим (кажется, ровно в семь) заг у
дели и все проезжающие по набережным
Дуная автомобили (возможно — и в других
местах города, возможно — и в других горо
дах, но я был на берегу Дуная), и г удели так
полный час.
Все это было неожиданно. Скорбно, трога
тельно, торжественно. Не снять это было
просто невозможно, я и до сих пор считаю,
что в обоих моих венгерских альбомах это
лучший — во всяком случае, по уникально
сти — снимок. Но, с другой стороны, и сни
мать было как то неловко: словно подсмат
риваешь за чем то совершенно интимным,
так сказать, не предназначенным… Хотя, ес
ли многие тысячи людей устраивают эту
пронзительную публичную демонстрацию, —
не могут же они не понимать, что создают
некую… картину. А уж если создают, она не
может не спровоцировать и ее фиксации.
Не ожидая застать в Будапеште ничего
подобного, я, признаюсь со стыдом, поле
нился захватить с собою из Москвы штатив,
а матрица камеры Olympus E20, которым я
тогда снимал, разгонялась максимально до
320 ISO (правда, при довольно приличном
относительном отверстии 1 : 2,0, которое,
увы, заметно уменьшалось с увеличением
фок усного расстояния, — а увеличивать его,
учитывая обстановку, приходилось понево
ле). И я, едва увидев этих собирающихся
людей, эти загорающиеся свечи, — пулей
помчался в гостиницу за аппаратом, а потом
ходил между свеченосцами, выбирая импро
визированные точки опоры и стараясь сни
мать по возможности не демонстративно.
И уж, во всяком случае, заперев рот на за
мок, чтоб ненароком не выявить свое под
данство.
Здесь люди тоже освещены не модельно
и даже, возможно, не всегда достаточно яр
ко, хотя, безусловно, являются «первым
планом». Но я, всякий раз, когда снимок по
падается мне на глаза, снова и снова не мо
г у оторваться по нескольку мину т и разгля
дываю эти лица. Правда, меня посещает
опасение, что те, кто не слышат (и даже не
предс тавляют/вспоминают) при взгляде на
этот снимок тысяч гудящих автомобилей,
к то не видят (и даже не представляют/вспо
минают) тянущуюся на километры извилис
тую змейку огоньков, — возможно, просто
не имеют достаточно информации, чтобы
наполнить фотографию тем эмоциональ
ным содержанием, которым она всегда пол
на для меня. И не проходит ли здесь еще
одно принципиальное ограничение фотогра
фии в деле фиксации и передачи впечатле
ния.
Ну и, под занавес, буквально два три сло
ва, собственно, о технологиях. В обоих этих
снимках мы имеем дело с ситуациями, свя
занными с одной и той же технологической
(а возможно — и маркетинговой) проблемой
современных цифровых фотокамер, —
с размером ячейки матрицы. Чем ячейка —
при прочих равных условиях (которые, сле
дует признать, от года к году все улучшают
ся) — имеет больший размер, тем большую
мы имеем фотографическую широту и тем
до большей чувствительности мы можем ра
зогнать матрицу в пределах допустимых
цифровых шумов.
Первый снимок сделан в счастливом сте
чении световых обстоятельств, позволивших
равно полно проработать и его светлую,
и его теневую части, — но как редко эти
обстоятельства стекаются столь удачно и
сколько фотографий, прекрасных по замыс
лу, гибнут из за пересвета светлой части
или — единственная альтернатива — гибели
во тьме деталей темной. Признаемся, что
матрицы (и даже изысканнейшие партии
пленки) очень сильно отстают еще от широ
ты нашего глаза, в значительной степени
обеспеченной гибкостью и автонастраивае
мостью нашего мозга.
Второй же снимок, хоть и кажется мне
достаточно удачным (адекватным, по край
ней мере, замыслу), мог бы оказаться дале
ко не лучшим в серии, если б я мог снимать
много и с рук, не ограничивая себя подруч
ными опорами (да и штатив тоже надо еще
установить и настроить, — а в таких живых
ситуациях все это может означать безвоз
вратный уход ситуации или воспрепятство
вание съемки со стороны ее объектов). На
сегодня я знаю разве что одну камеру, кото
рая позволила бы мне такую роскошь: срав
нительно дорогой Canon 5D.
А увеличение размеров ячеек (при одина
ковом абсолютном размере матрицы, кото
рый диктуется классом аппарата, его разме
рами, размерами оптики) автоматически оз
начает снижение их числа до разумных пре
делов. Находящихся, — как я недавно выяс
нил, отпечатав на принтере, без всяких на
реканий на разрешение, три десятка фото
графий в редко нужном даже «профессио
нальному любителю» размере A2 с шести
мегапиксельной матрицы, — в пределах
3–6 мегапикселей.
И я вот все жду, когда, наконец, найдется
первый умный производитель, который
уменьшит в матрице число пикселей и вый
дет с рекламой не числа, а умения…
Евгений КОЗЛОВСКИЙ
«Признаемся, что матрицы (и даже
изысканнейшие партии пленки) очень сильно
отстают еще от широты нашего глаза»
Obyasnit_Zapiska_september(C)(P).qxd 13.08.2007 12:04 Page 53
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 56 (Сентябрь 2007) | Страница 53Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи