42 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ОКТЯБРЬ
2007
АННАЛЫ
Р
удольф Арнхейм (родился в Берлине
в 1904 г.) — известный психолог, док
тор философии, исследователь совре
менной визуальной культуры. Но он известен
не только заслугами в области психологии.
Свою лепту он внес и в изучение искусства
фотографии, которой посвятил две неболь
ших, но значимых работы: «О природе фо
тографии» и «Блеск и нищета фотографа».
Неудивительно, что Рудольфа заинтересо
вала именно фотография. Ему, как психоло
гу, было видно, что фотография, прочно уко
ренившись в современном мире, изменила
видение, восприятие мира и культуру челове
ка: «В наши дни, благодаря фотографии, ки
но и телевидению, их освещению событий…
человеку удалось проникнуть в суть многих
важных вещей и многое понять и осмыс
лить». В своих двух эссе, которые носят не
столько психологический, сколько культуро
логический характер, Рудольф изучает саму
природу фотографии, роль фотографа в соз
дании изображения, а также исторические
этапы развития светописи и ее взаимоотно
шения с традиционными видами искусств.
Привилегированную позицию фотографии
в современном обществе Рудольф доказы
вает, сравнивая ее с традиционными искус
ствами. Так, он предлагает представить, что
произойдет в мире, если его «освободить от
живописи» и от фотографии. В первом слу
чае, по мнению автора, особой разницы ни
кто не почувствует, чего нельзя сказать о
фотографии: «Попробуйте, однако, освобо
дить от мира, который она обслуживает, фо
тографию. Что тогда произошло бы с журна
лами и газетами. А с объявлениями, афи
шами, упаковкой разных товаров, с паспор
тами, семейными альбомами, словарями,
каталогами. Это было бы чистейшей воды
варварство, настоящий грабеж!»
Самое важное отличие фотографии от
живописи и скульптуры заключается в том,
что фотографию «порождает действитель
ность», это проекция мира, реальности на
бумагу. А живопись и ск ульптура — это уже
деятельность человека и его фантазии.
О природе фотографии
Фотография порождает
действительность
Фотографию изначально порождает дейст
вительность, но связь между ними крайне
сложна и неоднозначна. Понять ее можно,
только если рассмотреть сам процесс «запе
чатления» реальности, когда оболочка фи
зических объектов оптически проецируется
на фотопленку или матрицу, а затем преоб
разуется и фиксируется. Живопись и скульп
тура появляются на свет как бы изнутри на
ружу, фотография же движется в противопо
ложном направлении.
Неразрывно связанная с физической при
родой ландшафта и поселений, с живой
природой и человеком, с нашими действия
ми и эмоциями, фотография наделена при
вилегией помогать человеку изучать себя,
расширять и сохранять свой опыт, обмени
ваться жизненно важной информацией.
Место встречи физической реальности
с творческим разумом человека
Наблюдатель смотрит на мир вокруг себя,
физические объекты, и только они снабжа
ют его формами. В процессе съемки фото
граф, его оптическое и химическое снаряже
ние отбирают эти формы, частично их
трансформируют и интерпретируют. Таким
образом, чтобы понять смысл фотографии,
необходимо смотреть на нее, как на место
встречи физической реальности с творче
ским разумом человека, причем не просто
как на отражение данной реальности в моз
г у человека, а как на мелководье, где со
шлись две определяющие силы — человек
и мир, противники и союзники одновремен
но, и каждая из них содействует окончатель
ному успеху своими собственными ресур
сами.
Неопределенность, бесконечность,
случайность
Неопределенность, бесконечность, случай
ность аранжировки следует считать обосно
ванными и необходимыми свойствами фо
Рудольф
Арнхейм:
о природе ф
отограф
ии
Мы продолжаем знакомить вас с работами крупнейших теоретиков
ХХ века, изучавших фотографию как новый феномен культуры
Андре Кертеш. Ярмарка, Париж
Уильям Талбот. Генриетта Филдинг
Дэвид Хилл и Роберт Адамсон.
Хью Миллер
Надар. Пьеро фотограф
Ankheim(C)(P).qxd 12.09.2007 18:12 Page 42
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 57 (Октябрь 2007) | Страница 42 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |