ТЕМА НОМЕРА
Городской портрет
ной; и чтобы быть уверенным в том, что ре
зультат не пойдет в корзину по чисто техни
ческим причинам, хорошо бы, чтоб объек
тив был снабжен стабилизатором (им мо
жет быть оборудована и камера, но это ху
же, потому что стабилизаторы камер с те
левиками работают довольно посредствен
но), а чувствительность стоит выставить да
же с некоторым запасом: лишний цифро
вой шум (или пленочное зерно), в отличие
от «шевеленки», не особенно портит «укра
денный» у жизни уличный портрет. И еще
очень важна в этом деле скорость фокуси
ровки: упустить за полсекунды, пока объек
тив ползает туда назад, фок усируясь, уни
кальное мгновение, движение души, выра
женное в мимике или мановении руки объ
екта, — это просто раз плюнуть. И постоян
но меня преследуют, как грехи или прок
лятья, эти самые «упущенные шедевры»…
Люди по разному относятся к тому, что их
снимает неизвестно кто. Их поведение час
то определяется обычаем города или стра
ны. Например, по моим наблюдениям, жите
ли мусульманских городов (что Ближнего
Востока, что Средней Азии) ничего не име
ют против того, что их снимают. В большин
стве случаев это им даже льстит — что, в
свою очередь, может испортить портрет: ед
ва заметив объектив, они начинают позиро
вать, улыбаться и все такое прочее. Что за
ставляет и в этих, вроде бы благоприятных,
условиях стремиться к незаметности не
меньше, чем где нибудь в Европе или, не
дай бог, в Штатах: там приватность (вместе
с политкорректностью) довели уже до тако
го абсурда, что за снимок человека на ули
це вы вполне можете оказаться в полиции,
а то и в тюрьме, или, как минимум, попла
титься самим снимком («Сотри сейчас
же!»), а порой и камерой. Это надо хорошо
понимать и действовать на свой страх и
риск с отчетливым ощущением обстановки.
В тех ли целях, в иных ли, но ухищрений
для съемки «скрытой камерой» существует
достаточное количество. Уже упомянутый
сверхдлинный телевик — это одно из них.
Другое, технически довольно головолом
ное, но при желании реализуемое — это
применение эдаких самодельных (обычно,
если поискать, они бывают и заводского
производства) боковых перископов, замас
кированных блендами: вы монтируете
внутрь бленды зеркальце под углом в 45
градусов (непременно — металлическое,
чтобы не было двойного контура: от стекла
и от амальгамы) и прорезаете в соответ
ствующем месте бленды отверстие. В ре
зультате вы сможете, внешне целясь объ
ективом куда то вперед, снимать человека,
находящегося от вас справа (или слева).
Чуть менее эффектно применение внеш
них видоискателей, как правило, поверну
тых градусов эдак на девяносто. В пленоч
ную эпоху таким видоискателем станови
лось матовое стекло в шахте, которым за
менялась пентапризма (а в случае двух
объективных зеркалок матовое стекло
и вовсе было штатным видоискателем),
в цифровую — у целого ряда аппаратов,
в основном в классе «продвинутых мыль
ниц», существует возможность отклады
вать и вращать экран видоискателя — как,
например, у Olympus E 20 и E 30 или Casio
EX P505. Применяя такой видоискатель, вы
не можете маскировать направление ваше
го фотографического интереса, поскольку
объектив направлен на вашу жертву. Одна
ко для большинства людей, если вы не
смотрите в глазок или не наставляете пря
мо на них камеру, визируя по стандартно
расположенному на задней стенке дис
плею, — значит, вы, скорее всего, не сни
маете вообще или снимаете что то совсем
другое. С помощью упомянутого EX P505,
например, я таким способом сделал в Ду
шанбе не одну сотню уличных портретов,
только раз или два вызвав у снимаемых по
дозрение в моих действиях. На заре рас
пространения цифровых зеркалок одна, не
помню какая, фирма выпускала даже каме
ры с «отложным» объективом, соединен
ным с самой камерой достаточно длинным
гибким шнуром. Однако, похоже, что для
наших целей эта конструкция вряд ли по
дошла бы больше, чем камера с «отлож
ным» дисплеем: не очень понятно, как од
новременно манипулировать выносным
объективом и управлять самой камерой.
Полускрытая камера
Конечно, шпионская жизнь со «скрытой ка
мерой», щекочущая нервы и чреватая как
48 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ОКТЯБРЬ
2007
Парадокс
Телевик не только потому хорош при
съемке «городского портрета», что поз
воляет произвести ее как бы исподтиш
ка, но и потому, что, автоматически раз
мывая фон, дает возможность сосредо
точиться собственно на объекте. Даже в
студии портреты, как правило, снимают
объективами с увеличенным (возможно,
не столь драматично, как на улице) фо
кусным расстоянием, даже название для
таких объективов придумано соответ
ствующее: «портретник». Однако при
уличной съемке незнакомых людей иной
раз поразительный эффект дает приме
нение широкоугольника, причем широко
угольника — радикального. Его порази
тельная глубина резкости позволяет от
ключить автофокус, установить фокус,
скажем, на метр и «поджидать жертву»,
скрывая свои намеренья аппаратом не
наизготовку. Когда же «жертва» прибли
жается на нужные метр полтора, вы
вскидываете камеру (даже не обязатель
но к глазу!) и нажимаете на спуск. Дина
мика таких портретов порой бывает
просто поразительной, хотя объект час
тенько сливается с фоном, вследствие
чего требует скрупулезной постобработ
ки где нибудь в Фотошопе…
«E.ae ii-.aciiio ioiinyony e oiio, .oi eo
nieiaao iaecaanoii eoi»
#Tema_Nomera_Portrait(C)(P).qxd 12.09.2007 18:31 Page 48
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 57 (Октябрь 2007) | Страница 48 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |