ден и зафиксирован в наиболее интерес
ной, как мне показалось, технике.
Удивительное дело: взяв в качестве темы
«Портрет» (не важно: городской, уличный,
а хоть бы и студийный), мы с вами все рас
суждаем про технику: технику маскировки,
технику настроек, а о самом главном пред
мете как бы и умалчиваем. Ведь известно,
что не всякий снимок всякого человека
имеет право называться портретом, что
портрет — это непременно проявление
внутренней сути портретируемого, а отнюдь
не любое, часто совершенно случайное его
изображение. Известны случаи, когда
друзья не узнают на фотографии своего
знакомого, потому что он «не похож». Пара
докс: объектив по определению объекти
вен, а человек — драматически не похож!
Поделюсь своим глубоким убеждением,
что нет на свете человека, который бы не
подошел для съемки его портрета. Любой
человек, без исключений, уникален и инте
ресен, даже если эта его интересность и глу
боко замаскирована: случайно, текучкой или
же намеренно. Так что думать над тем, под
ходит ли в принципе тот или иной человек в
качестве оригинала для портрета — занятие
совершенно бессмысленное: подходит лю
бой. Думать (точнее, наверное, чувствовать)
надо над тем, как поймать момент, в кото
рый внешнее проявление человека выража
ет его внутреннюю суть, шире — его харак
тер, еще шире, если следовать знаменитой
максиме Флобера: судьба — это характер,
его судьба. В случае уличного портрета нам
остается только не пропустить объект в мо
мент, когда внешнее отражает внутреннее,
не обязательно исчерпывающе. В случае же
съемки знакомых задача сильно осложняет
ся, потому что мы, как правило, уже имеем
в глубине сознания представление о его
личности, частенько не вполне адекватное
или даже неадекватное вполне, и ждем или
провоцируем, когда эта личность проявится
наружно. Пропуская при этом зачастую под
линное проявление и бесплодно выжидая
совпадения с нашими представлениями.
Городской портрет
ТЕМА НОМЕРА
Примечание
по приватности
Американский сайт www.fotolia.com при
нимает от любых фотографов снимки для
комиссионной продажи. Я воспользовал
ся этим сервисом и выложил им сотни
две фотографий, добрую половину кото
рых составляли как раз «городские порт
реты». Все они были условно отвергнуты —
до присылки заявлений от изображенных
людей, что они не возражали против
съемки и не возражают против публика
ции снимков. Представьте себе, каким
способом я должен был бы получать та
кие заявления… Кстати заметить: снимки
без людей продавались и продаются до
вольно хорошо, хоть и очень задешево.
2007
ОКТЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
55
P#Tema_Nomera_Portrait(C)(P).qxd 13.09.2007 19:40 Page 55
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 57 (Октябрь 2007) | Страница 55 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |