УНИВЕРСИТЕТ
Пейзаж — это умение ждать
К
съемке пейзажа нужно готовиться, по
жалуй, более тщательно, чем к дру
гим видам съемок, потому что вы не
дома, не в студии и даже не на улицах род
ного города. Если с собой не окажется чего
то нужного, достать его среди чистого поля
или в горах не получится.
Для пейзажной фотографии принципиаль
ны три основных момента: место, время и
аппаратура. При съемке пейзажей аппарату
ра играет несколько большую роль, чем при
работе в других жанрах. Без широкоугольно
го объектива, штатива, поляризационного
фильтра поиски выгодной точки съемки мо
г ут оказаться просто ни к чему.
Точка съемки
Но место съемки, пожалуй, все таки главное.
И если, к примеру, в горах с одной точки час
то можно снять несколько приличных кадров,
а порой и выставочных фотографий, то в
средней полосе России со стандартными бе
резками точку съемки найти не так просто.
Иногда бывает, что точка съемки — это воп
рос не метров, а сантиметров. Чуть влево
или вправо — и композиция разрушена.
Всегда эффектна верхняя точка съемки.
Такой точкой может быть склон холма или
горы, высокий берег реки, а если вдруг слу
чится такая возможность, очень хорошо сни
мать с вертолета. При поиске точки съемки
обращайте внимание на отдельно стоящие
деревья, которые всегда эффектно смотрят
ся на снимке. Такое дерево композиционно
«держит» пейзаж. Но здесь есть свои хит
рости. Часто красивое дерево «слипается»
с задним планом леса. Выделить его можно
несколькими способами. Например, дож
даться, когда задний план окажется в тени.
При ночной съемке можно подсветить дере
во искусственным светом, оставив задний
план слабо или совсем неосвещенным.
Как правило, пейзаж снимают при ярком
солнце. Но не менее эффектна съемка в ту
мане. Хорошее разделение планов, особен
но при густом тумане, создает прекрасное
ощущение пространства. Следует помнить
об обязательном наличии переднего плана.
Без переднего плана снимок тумана практи
чески всегда оказывается скучным.
Очень часто пейзажный снимок требует
максимальной глубины резкости — от пе
реднего плана до горизонта. Понятно, что в
этом случае снимать следует со штатива и
на полностью закрытой диафрагме. Хорошо,
когда на объективе есть диафрагма 45 или
64, но это не всегда возможно.
Ветер — враг пейзажного фотографа,
иногда хорошего кадра приходится ждать
несколько дней: нужно, чтобы наступил
штиль, ведь выдержка при закрытой диаф
рагме достаточно длинная. Конечно, это не
относится к тем сюжетам, которые намерен
но снимаешь в шторм или в грозу. При ноч
ной съемке даже слабый ветерок сведет на
нет все усилия.
Время съемки
и направление света
Не меньшее значение имеет и время съем
ки. Время съемки — это прежде всего высо
та солнца. А значит — и пластика света,
и длина теней, и теплый свет при низком
солнце. Направление света в пейзаже, как
и в других жанрах фотографии, определяет
пространство и глубину снимка, но в пейза
же направление света часто определяет
большее — само состояние, дух, эмоцию...
Лучшее время съемки — это утренние и ве
черние часы, когда солнце низко над гори
зонтом. Если говорить про среднюю полосу
России, то в летний период съемка начина
ется с восходом и заканчивается часам к
9 утра, потом возобновляется часов в 5–6
и продолжается до заката. Зимой, когда да
же в полдень солнце не поднимается высо
ко, снимать можно весь день.
Понятно, что на экваторе утренний и ве
черний свет, эффектный при пейзаже, крат
косрочен. Самый плохой вариант — съемка
Пейзаж — один из самых распространенных и одновременно самых трудных
жанров фотографии. Здесь в полной мере правдив старый рецепт: оказаться
в нужном месте в нужное время, успеть достать камеру и нажать на кнопку
«Иногда бывает, что точка съемки — это вопрос
не метров, а сантиметров»
28 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2007
Пейзаж —
это умение ждать
ВС Е Ф О ТО: А Л Е КСА НД Р Е Ф РЕ М ОВ
На этом снимке, сделанном незадолго до заката, передний план и сосна подсвечены вспышкой. Общая экспозиция
определялась по небу. Слева лес на острове освещен закатным солнцем и имеет поэтому желто красный оттенок.
Розовое небо у горизонта — в этом месте через полчаса взошла луна
#Universitet_Landscape(C)(P).qxd 15.10.2007 19:49 Page 28
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 28 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |