ТЕМА НОМЕРА
Неортодоксальная композиция
ях. И все это желательно побыстрей, побы
стрей да попонятней.
В условиях, когда:
А. Очень хотелось обособиться, чтобы
владеть своим огородом.
Б. Были необходимы более доступные,
чем для живописи, критерии ранжирования
и качественные нормы, было предложено
понятие фотокомпозиции, основой которого
стали так называемые «законы компози
ции». Они касались в основном геометри
ческих параметров изображения. Приводи
лось много обоснований существования
этих «законов», время от времени сменяю
щих друг друга в зависимости от того, ка
кой гуру брал верх. Ныне принято ссылать
ся на некие физиологические законы вос
приятия (кстати, новейшие исследования по
физиологии не подтверждают этого). Сле
дующими, вероятно, будут математические,
в основном из арсенала синергетики (науки
о самоорганизации материи и процессов в
ней). Это естественно — людям свойствен
но в дискуссии ссылаться на авторитеты,
что значительно легче, чем убеждать оппо
нента самостоятельно выстроенными аргу
ментами.
Не имея возможности из за недостатка
журнальной площади вдаваться в длитель
ные обсуждения, заявляю: фотокомпозиция
и ее «законы» являются не более чем об
щественными договоренностями, которые
облегчают понимание изображения зрите
лем и присуждение ему рейтинга критика
ми, позволяя им выносить вердикт, как в
спорте, по очкам.
После первого рискованного в нашем со
обществе заявления, я делаю следующее:
невозможно достичь истины, обсуждая
изображение на основе фотокомпозиции и
ее «законов», поскольку они и не задумы
вались для анализа всего изображения в
целом, а оперируют только его небольшой
частью.
Практическая методология
в картинках
В сознании субъекта А имеется картина ми
ра, присущая, в силу разных причин, только
ему, и столь же индивидуальный набор
инструментов для работы с этой картиной.
Желая передать возникший у него образ
кому либо еще, субъект А на основании
своей картины мира, используя личный на
бор инструментов, переводит его в вер
бальную (словесную) форму и транслирует
субъекту Б. А тот — тоже нормальная лич
ность, со своей собственной картиной мира
и персональным набором инструментов для
работы с ней. Переведя полученный сигнал
на основании собственной картины мира,
субъект Б получит образ, обязательно отли
чающийся от образа А. Пример: русская
пословица «Баба с возу — кобыле легче»,
переведенная на английский и обратно, мо
жет звучать как «Леди, выйдя из автомоби
ля, увеличивает его скорость».
48 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2007
Подборка панорамных снимков, при создании которых были использованы различные признаки глубины простран
ства в разных сочетаниях и дозах: просто сходящиеся линии рельсов, разномасштабность объектов, воздушная
перспектива, тональная, даже «литературная»: раз толпа уходит, значит, есть куда (прежний опыт зрителя). Глубина рез
кости объектива этого аппарата так огромна, что добиться значительного эффекта изменением отверстия диафрагмы
технически невозможно. Вот и приходится думать, как не получить панорамной камерой плоские визуально картинки
TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 17.10.2007 4:26 Page 48
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 48 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |