2007
НОЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
49
Неортодоксальная композиция
ТЕМА НОМЕРА
липкой лентой с тылу. Сначала так, потом
иначе. Носит этот снимок с собой и время
от времени на него посматривает. А я де
лаю кучу вариантов кадрирования в Фото
шопе и тоже посматриваю до принятия
окончательного решения.
КАК выбрать размер будущего
изображения
У фотографического изображения, как бы
ло сказано, два предназначения: фиксация
и трансляция во времени и пространстве
а) информации и б) эмоционального состо
яния.
Показываю студентам сюжет на отпечат
ке 15 х 20 см. «Что изображено на фото
графии.» Студенты (с интонацией «Оби
жаешь, начальник!»): «Дурацкая полянка».
То же, но размером 30 х 40. Студенты (ра
достно): «Бабочки!»
Значит, от размера изображения зави
сит и содержание изображения и, соответ
ственно, тип и степень его воздействия на
зрителя. Формат изображения должен вы
бираться в зависимости от предназначе
ния фотографии, при этом надо понимать,
что передача одной только информации
без эмоционального состояния возможна
(в маленьком отпечатке уж точно), а вот
передать эмоциональное состояние без
информации, судя по всему, нельзя.
Для информационной фотографии фор
мат можно брать минимальный (из эконо
мических соображений), а при создании
эмоциональной фотографии формат дик
туется потребностями передачи заданного
автором комплекса эмоций. Портрет ми
лой кошечки, открывшей ротик, в масшта
бе 1 : 1 заставит улыбнуться, а в масштабе
1000 : 1 — поёжиться.
КАК определить расстояние
рассматривания
Однако значение имеет не линейный,
а угловой размер изображения и его дета
лей.
Художники живописцы давно уже выра
ботали эмпирическое правило: оптималь
ное расстояние рассматривания равно
двум большим размерам изображения.
Так, при рассматривании с рук с рассто
яния чтения (30 см) картинка 10 х 15 см
имеет удовлетворительный размер, а 30 х
40 см — чрезмерный (нужна рука 80 см).
Размер и расстояние — взаимозависимые
параметры: изменяя размер, можно зада
вать зрителю расстояние рассматривания
и даже его (рассматривания) параметры.
Например, безразмерные работы Ефроси
ны Лаврухиной рассчитаны на сенсацию
на выставке при групповом рассматрива
нии (фиксация и трансляция информации
о навыках автора), а небольшие, около 30
см, пейзажи Майкла Кенны — на трансля
цию зрителю тонких и очень личных пере
живаний (фиксация и трансляция эмоцио
нального состояния). Перед работами Кен
ны группа просто не поместится.
КАК учесть способ демонстрации
картины
Все способы демонстрации вашей работы
портят ее, но по разному.
Стена (выставка)
Во первых, рядом повесят чужие ужасные
картинки, которые будут отвлекать зрите
лей от вашего произведения.
Во вторых, выставочное освещение за
будут отрегулировать, и оно либо будет да
вать блики на вашей работе, либо не будет
освещать ее должным образом.
В третьих, невоспитанные зрители будут
загораживать фото для воспитанных.
Поэтому:
во первых, дайте на выставку лаконич
ную картинку знак, предназначенный не
для восхищения, а для запоминания;
во вторых, используйте матовую бумагу
и антибликовые стекла. Сюжет должен это
позволять (матовая водичка в весеннем
ручейке — не слишком здорово);
в третьих, делайте работу с оформлени
ем такого размера, чтобы воспитанный
зритель, интуитивно встав на оптимальном
расстоянии рассматривания, не мог про
пустить перед собой ни одного невоспи
танного. Чтоб этому последнему пришлось
туда пролазить с трудом: «В очередь, суки
ны дети, в очередь!» (М. Булгаков «Со
бачье сердце»). Тот же Майкл Кенна печа
тает свои работы примерно 30 х 30 см
и радует весь мир.
Стена (интерьер)
Это не выставка. У интерьера есть хозяин
со своим представлением о прекрасном.
Он не захочет подбегать к стене, чтобы по
любоваться дорогим приобретением: тща
тельно продумайте формат, учитывая раз
меры окон, дверей, зеркал, других картин
в помещении. Освещение работы наверня
ка будет правильное.
Если это офис, то вы ограничены еще и
тематикой изображений (как — подскажет
заказчик). Скорее всего, его заботит не
предмет иск усства, а собственный статус
или PR. Едва ли на работах должно быть
обилие деталей, говорящих о времени соз
дания (некоторых заказчиков не устроит
ничего, кроме последнего писка моды, а
кто то как раз этого и не любит) и вообще
Панорама, созданная для загородного клуба. Анна — архитектор в первую очередь и фотограф — во вторую.
Она не заражена фотографическими предрассудками и традициями. Действуя ради создания необходимого
впечатления от помещения и исходя из своих творческих импульсов, она разработала схему панорамы, соответствую
щую архитектурному решению гостиной, и произвела для нее съемку. Кстати, это истинная панорама, т. к. снята каме
рой, которая вращалась вокруг вертикальной оси. Моя смелость никогда не распространялась дальше повешенных
рядом, но не склеенных трех кусков панорамы. На примере Аниной панорамы можно долго говорить о ритмах в ком
позиции, симметрии и асимметрии и о многом другом, чему будут посвящены следующие статьи. У этой работы есть
еще одно свойство — используя особенности интерьера, Анна сумела задать порядок рассматривания панорамы —
справа налево
«Свободный формат» — открытие выставки живо
писи Сергея Емца (в центре). Свободней выбора
форматов не бывает
А это реализация проекта Анны Сажиновой
TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 17.10.2007 4:26 Page 49
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 49 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |