ТЕМА НОМЕРА
Неортодоксальная композиция
Очевидно, что, проведя работу по сличе
нию картин мира и инструментария А и Б,
можно добиться большей степени совпаде
ния образов А и Б.
Вот эту работу мы сейчас и начинаем,
коллеги.
Много, много раз я слушал обсуждения
изображений. И фотографических, и гра
фических, и живописных, и ск ульптурных.
Сейчас я втягиваюсь в них, только если мне
кажется, что автора обижают или он уж
очень сильно обидел меня. В этих разгово
рах обычно никто не понимает, на ЧЕМ сто
ит акцентировать внимание, ЧТО представ
ляет из себя обсуждаемый предмет, ЧТО
поставил своей задачей автор в отношении
зрителя, ЧТО избрал средством, ЧТО, ЧТО,
ЧТО…
ЧТО за функции
у изображения
Вероятно, первые рисунки стали появлять
ся на стенах пещер в связи с необходи
мостью сообщить нечто сородичам. А мо
жет быть, первое изображение было под
вижным. Танцем. Так фиксировалась и
транслировалась во времени, а при исполь
зовании в качестве носителя не стены пе
щеры, а куска коры — и в пространстве,
информация.
Время шло, и шрамы на теле (несущие
информацию о войнах и охотах) стали укра
шать мужчину, превращаясь в элементы та
туировки, и начали служить для фиксации
и трансляции — во времени и пространст
ве — гордости побед и добыч (эмоциональ
ного состояния).
Плотность передачи информации изобра
жением во много раз выше, чем при устном
пересказе. Известно: лучше один раз уви
деть, чем сто раз услышать. Сейчас, кста
ти, человечество все больше использует
изображения вместо текстов другого ро
да — вспомним хотя бы популярность
«смайликов».
Из ЧЕГО состоит
изображение
Не вдаваясь в материализмы идеализмы и
объективизмы субъективизмы, можно сра
зу сказать, что у нас нет средств проконт
ролировать восприятие реальной действи
тельности нашими органами чувств и доне
сение информации о ней нашему созна
нию. Т. е. нет у нас возможнос ти прове
рить, что кофе нам в постель не несет ка
кое нибудь восьмиглазое существо, поэто
му утешимся предложенным органами
чувств образом нашей милой жены (или
мужа — выбрать по интересам читате
ля) — блондинки в халатике (брюнета
в кимоно).
Таким образом, можно смело утверж
дать, что рассматриваемое изображение в
своем конечном виде формируется только
в сознании зрителя.
Из чего же оно там состоит. Попробуем
поименовать элементы, из которых состоит
изображение, не претендуя на исчерпываю
щее перечисление. Условимся только, что
мы говорим только об изображениях, соз
данных человеком.
1. Изображаемые объекты.
2. Носитель изображения.
3. Мысленный образ изображения.
4. Слово.
5. Время.
6. Взаимосвязи изображений объектов на
изображении.
7. Взаиморасположение изображений
объектов на изображении.
8. Способ фиксации изображения.
9. Точка, линия, поверхность.
10. Цвет.
11. Свет.
12. Информационная составляющая.
13. Эмоциональная составляющая.
14. Отношение художника (включая кар
тину мира художника и его инструменты ра
боты с ней).
15. Прежний опыт зрителя (включая кар
тину мира зрителя и его инструменты рабо
ты с ней).
16. Общественное мнение, в т. ч. пред
рассудки.
17. Что то еще, что мы не учли или о чем
наш уровень знаний не позволяет догады
ваться.
50 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2007
«Плотность передачи информации
изображением во много раз выше, чем при
устном пересказе»
Снимок этого папоротника уже публиковался в
статье «Неботаника». Нас приучили, что нерезкий
объект на фотографии сзади. Норма композиции вроде
такая. А здесь нерезкая веточка папоротника спереди
(см. правую нижнюю четверть снимка). Отогни я ее, сни
мок бы превратился просто в иллюстрацию статьи о спо
собах размножения растений, не став художественным
объектом. Кроме того, передняя веточка, симулируя со
бой нерезкую заднюю, придает снимку глубину
Автор работы — большой ценитель творчества Ми
хаила Булгакова, поэтому, когда в одном из путе
шествий он натолкнулся на памятник Понтию Пилату,
сфотографировал его неоднократно, со всех сторон и в
разных ракурсах. Как и мне, Михаилу в романе о Мастере
запал в душу образ Пилата на лунной дороге, в вечном
ожидании оправдания. А скульптура еще вроде бы при
жизненная, поставленная на месте службы Пилата, пере
веденного из Иудеи после известных событий. Все эти
размышления и ассоциации привели Михаила к созданию
вот такого коллажа с использованием снимков из разных
мест. При его создании слово оказало значительное вли
яние и на автора, и на его произведение. А говорят, что в
фотографии нет места литературе. Есть. «Миша, а почему
ты не делаешь снимков реальности.» — «А я кримина
листом был, реальности наснимался»
Ради кружевного контура и игры закатного неба, с
глубиной пространства на этом снимке покончено
однозначно. Экспозицию определял точечным замером
по небу. Фокусировался по березам — это не установка
объектива на бесконечность.
Объектив 250/3.5 на формате 6 х 6. Обращаемая пленка
TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 17.10.2007 4:27 Page 50
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 50 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |