2007
НОЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
53
Неортодоксальная композиция
ТЕМА НОМЕРА
ливания, цветных витражей в потолке, лю
минесцентных ламп, и все это размещено
очень неравномерно; треугольные высту
пы, ниши, окраска стен в два цвета, слож
ный наборный паркет, разная высота по
толка. Прямолинейное — в лоб — реше
ние претило всем участникам работы. Тол
чок моим построениям дало название за
ла: Северное сияние — Снежная королева
— разбитое зеркало троллей — осколки
зеркала с изображениями. Я предложил
изготовить фотографии треугольной и тра
пецеидальной форм. Предложенные архи
тектором масштабные эскизы позволили
мне выбрать один из вариантов формы и
расположения фрагментов. Фрагменты
«плотнели» от окон к задней стене (чтобы
не терялись в тени при дневном освеще
нии) и «теплели» в том же направлении
(т. к. лампы холодного света были сосре
доточены там). Смотрите фото.
КАК влияет способ печати и материал
носитель на композицию изображения
Рекламу на сетках, закрывающих строи
тельные леса, вы наверняка видели.
У этой сетки более половины поверхности,
на которой может помещаться изображе
ние, просто отсутствует — дырки там.
В этих дырах запросто пропадают детали
и нюансы изображения, поэтому вы и ви
дели только плоские, состоящие из круп
ных деталей, картины. Вероятно, показать
воздушную перспективу на этом носителе
невозможно. И, соответственно, если эта
перспектива была на исходнике, замысел
автора окажется искаженным. Наверное,
для передачи глубины пространства на та
ком материале следует выбирать линей
ную перспективу или отказаться от пере
дачи глубины пространства вовсе.
Велико разнообразие способов и мате
риалов для печати фотоизображений. Их
свойства и возможные их влияния на изоб
ражения можно изучить самостоятельно,
эмпирическим путем.
КАК выбрать глубину резко
изображаемого пространства
Не глубину резко изображаемого простра
нства вы выбираете. Вы разбиваете сцену
на планы по глубине: передний (нерезкий),
средний (резкий), задний (нерезкий). Это
самый очевидный способ разделения на
планы. Это самый очевидный способ обра
тить внимание зрителя туда, куда хочется
автору.
Однако резкость может распространять
ся со среднего плана и на передний, и на
задний, и на все три плана сразу. Эти ре
шения принимаются автором в зависимо
сти от его целей и желаний.
N. B. Поверьте, коллеги, главный эле
мент на вашем снимке вовсе не обяза
тельно должен быть резким, плоскость
Классическое разделение сцены на три плана
резко изображаемым пространством, включаю
щим основной объект. На переднем и заднем планах,
несмотря на нерезкость, не утрачены признаки обстоя
тельств места. Пришлось повернуть плоскость макси
мальной резкости (слегка повернув камеру), чтобы объ
ект был резок весь. Ах! Рамка кадра коснулась хвости
ка! Но объект исчез, не дав сделать дубли. Красные
штаны и белая рубашка с узорами — я не снимать шел,
а за дровами
Волга в Ярославле. Резкость наведена на кромку
льда. Туманная дымка не позволила мне резко
снять отдаленные краны, и их нечеткие контуры под
черкнули ширину и мощь великой реки. Пример класси
ческой воздушной перспективы. Усиленной, правда, не
большими манипуляциями с кольцами фокусировки и
диафрагмы.
Если честно — цвет не «поправдешный», но мне ка
жется, что он более адекватно, чем настоящий, переда
ет ощущение от прошедшей слякотной зимы
Озеро Неро. Я насчитываю четыре плана на этой
сцене: осока — первый, гладкая вода, лодки на
ней и птицы на них — второй, рябь на воде и остров —
третий, а воздушная дымка позволила нарисовать и
четвертый — противоположный берег. Свет никакой и
не контровый, однако его отражение от гладкой поверх
ности воды очень сильно подчеркивает контуры лодок,
а отражение неба как бы заставляет их парить.
Это я сейчас такой умный, а тогда просто чайку фо
тографировал, даже маленькую птичку на второй лодке
только потом заметил. Но до этого снимка я долго вы
рабатывал в себе умение дать мгновенную чувственную
оценку найденному сюжету, не составляя себе длинных
вербальных отчетов, таких, как вы читаете в этой моей
статье. Пока отчет пробормочешь, оно встанет, сядет,
улетит, упрыгнет, ветром сдует… Продолжите по вкусу.
А оценка то нужна: противно потом неудачные кадры
отбраковывать. Снято штатным объективом 80/2,8 на
формате 4,5 х 6 со штатива. Кстати, я потом снимал на
этом месте минут 15, ожидая, что птицы улетят. В итоге
ушел сам
Плещеево озеро и река Сходня в черте Москвы.
Да кто сказал, что основной объект или основные
действующие лица должны быть резкими или вообще
находиться в кадре. Признаю, в некоторых фотоклубах
публика от возмущения даже не расслышала бы этого
моего заявления. Квадратный кадр снят объективом
150 мм на формате 6 х 6, прямоугольный — 250 мм на
формате 4,5 х 6 с шахтным видоискателем, чтобы не
беспокоить участников
TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 17.10.2007 4:28 Page 53
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 53 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |